Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 1 февраля 2005 г. N Ф03-А51/04-1/4326
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: юрисконсульт Федосова И.И. (по доверенности от 11.05.2004 N 11), рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ на решение от 23.09.2004, постановление от 03.11.2004 по делу N А51-3463/2004 32-133 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Электросервис" к администрации муниципального образования Пожарский район, Министерству финансов РФ, третьи лица: администрация Приморского края, департамент финансов администрации Приморского края, финансовый отдел администрации муниципального образования Пожарский район о взыскании 100249,85 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2005 года.
Открытое акционерное общество "Электросервис" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации муниципального образования Пожарский район о взыскании 100249,85 руб., составляющих расходы по предоставлению льгот по оплате электроэнергии гражданам за период с 01.01.2003 по 31.12.2003, в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет иска, привлечены администрация Приморского края, департамент финансов администрации Приморского края, финансовый отдел администрации муниципального образования Пожарский район.
Определением от 13.05.2004 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю.
Решением от 23.09.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.11.2004, исковые требования ОАО "Электросервис" удовлетворены в полном объеме. В иске к администрации муниципального образования Пожарский район отказано.
При этом суды обеих инстанций исходили из того, что Министерство финансов РФ не обеспечило субъект РФ - Приморский край финансовыми средствами для реализации в полном объеме понесенных ОАО "Электросервис" и другими поставщиками коммунальных услуг расходов, связанных с реализацией льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", и в нарушение пункта 2 статьи 10 указанного закона не учло при формировании федеральных бюджетов на 2003 год отдельной строкой средства целевого назначения для взаиморасчетов с бюджетами субъектов РФ в части расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам.
Не согласившись с решением от 23.09.2004 и постановлением апелляционной инстанции от 03.11.2004, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд неверно подошел к оценке нормативных актов, регулирующих правоотношения, связанные с распределением обязанностей по финансированию мероприятий, направленных на предоставление льгот ветеранам.
Представитель ОАО "Электросервис" доводы кассационной жалобы отклоняет, считает принятые судебные акты законными и обоснованными.
Администрация муниципального образования Пожарский район, Министерство финансов РФ, администрация Приморского края, департамент финансов администрации Приморского края, финансовый отдел администрации муниципального образования Пожарский район, надлежаще извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела и изучив материалы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых решения и постановления, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, ОАО "Электросервис" за счет собственных средств с января по декабрь (включительно) 2003 года предоставляло в соответствии с ФЗ "О ветеранах" льготы в виде 50% скидки по оплате электроэнергии гражданам, имеющим право на получение их в соответствии с ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5.
Всего за указанный период истец предоставил льгот на сумму 100249,85 руб., что подтверждается имеющимися в материалах дела документами и не оспаривается сторонами.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, суд правомерно руководствовался статьей 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающей возмещение расходов на реализацию указанных льгот за счет федерального бюджета.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах" и от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Судом установлено, что расходы на реализацию ФЗ "О ветеранах" в ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" N 176 от 24.12.2002 не предусматривались.
Согласно справке финансового управления администрации муниципального образования Пожарский район N 263 от 18.06.2004 фактическое финансирование ОАО "Электросервис" за счет средств краевого бюджета, направленных на реализацию ФЗ "О ветеранах" в 2003 году составило 83783 руб., в то время как ОАО "Электросервис" понесло расходы по предоставлению льгот в сумме 184032,85 руб.
Приморский край как субъект федерации, несмотря на неисполнение федеральным бюджетом своих обязательств по компенсации расходов, понесенных краевым бюджетом при реализации ФЗ "О ветеранах", предусмотрел в составе расходов за счет собственных средств расходы на реализацию указанного закона в пределах своих финансовых возможностей.
Согласно п. 2 ст. 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154 органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
В ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.01.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" N 119-ФЗ следует читать как "24.06.1999"
Часть 2 статьи 10 ФЗ "О ветеранах" устанавливает, что расходы государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и имеют целевое значение.
Правительством РФ в рассматриваемый период не определен порядок возмещения расходов понесенных субъектами Федерации и муниципальными образованиями, в связи с предоставлением льгот ветеранам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Постановления правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов РФ.
Таким образом, суд правомерно возложил ответственность за неисполнение ФЗ "О ветеранах" на Российскую Федерацию, в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 ГК РФ.
На основании изложенного, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 23.09.2004 и постановление апелляционной инстанции от 03.11.2004 по делу N А51-3463/2004 32-133 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 февраля 2005 г. N Ф03-А51/04-1/4326
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании