Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 января 2005 г. N Ф03-А73/04-1/4090
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ на постановление от 14.09.2004 по делу N А73-505/2004-26 (АИ-1/1020/04-42) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску муниципального учреждения здравоохранения "Стоматологическая поликлиника N 20" к Министерству финансов Хабаровского края, администрации г. Хабаровска, Финансовому департаменту администрации г. Хабаровска, Министерству финансов РФ, Правительству Хабаровского края о взыскании 63030 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 18 января 2005 года.
Муниципальное учреждение здравоохранения "Стоматологическая поликлиника N 20" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов РФ, Министерству финансов Хабаровского края, Правительству Хабаровского края, администрации г. Хабаровска, Финансовому департаменту г. Хабаровска о взыскании убытков в размере 63030 рублей, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льгот за медицинские услуги по зубопротезированию в 2002 году, в соответствии с ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий".
Решением от 14.07.2004 исковые требования МУЗ "Стоматологическая поликлиника N 20" удовлетворены в полном объеме за счет казны Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края со ссылкой на приказ Министерства финансов РФ N 69н от 22.07.2002 "О введении отчетности по финансированию расходов, связанных с реализацией Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", согласно которому возмещение бесплатного зубопротезирования из федерального бюджета не предусмотрено.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.09.2004 решение суда от 14.07.2004 изменено. Заявленная МУЗ "Стоматологическая поликлиника N 20" сумма убытков в размере 63030 руб. взыскана с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации. При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что денежные средства для реализации льгот, установленных ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий", из федерального бюджета в спорный период выделялись не в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу постановлением апелляционной инстанции от 14.09.2004, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит его отменить в части удовлетворения исковых требований за счет Министерства финансов РФ и оставить в силе решение от 14.07.2004.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд неправильно подошел к оценке нормативных актов, регулирующих отношения по компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот реабилитированным лицам за медицинские услуги по зубопротезированию.
Считает, что ответственным лицом по возмещению расходов, предоставленных МУЗ "Стоматологическая поликлиника N 20" по вышеуказанным услугам в соответствии с ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий", является субъект Российской Федерации, поскольку согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 03.05.1994 N 419 расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам производятся за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующим возмещением таких расходов из федерального бюджета.
Указывает на то, что постановлениями главы администрации Хабаровского края N 432 от 31.08.1994 "О льготах реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий", N 409 от 06.12.1999 "Об упорядочении зубопротезной помощи населению Хабаровского края, имеющему льготы" обязанность по обеспечению финансирования льготного зубопротезирования возложена на местные бюджеты.
Считает, что выделенная сумма 25035,6 тыс. руб. из средств Фонда компенсаций на реализацию ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" в 2002 году субъекту РФ - Хабаровский край является достаточной для предоставления льгот указанной категории граждан.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Министерства финансов РФ поддержал доводы жалобы в полном объеме.
МУЗ "Стоматологическая поликлиника N 20", Правительство Хабаровского края, администрация г. Хабаровска, Министерство финансов Хабаровского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены постановления апелляционной инстанции от 14.09.2004, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, в период с 01.12.2002 по 15.12.2002 МУЗ "Стоматологическая поликлиника N 20" осуществило ортопедическую деятельность по льготному изготовлению и ремонту зубных протезов отдельным категориям граждан, проживающим в г. Хабаровске, в соответствии с ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" на сумму 63030 руб. Данное обстоятельство подтверждается актом сверки от 29.12.2002, подписанным между истцом и Управлением здравоохранения администрации г. Хабаровска, списком льготной категории граждан, пользующихся медицинскими услугами по зубопротезированию, с приложением счет-фактуры N 89 от 18.12.2002 за предоставление льгот.
В связи с наличием невозмещенных расходов по предоставленным льготам за указанный период МУЗ "Стоматологическая поликлиника N 20" обратилось с настоящим иском в суд.
В соответствии со ст.ст. 16, 17 ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции, действующей на момент предоставления льгот) изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий и других видов протезных изделий возмещаются за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из, вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
Пунктом 4 ст. 130, ст. 133, ст. 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственность за их предоставление в п. 2 постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 возложена на Министерство финансов РФ.
Постановлением Правительства РФ N 419 от 03.05.1994 утверждено Положение о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, пунктом 14 которого предусмотрено, что расходы, связанные с предоставлением льгот вышеуказанным лицам, производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации с последующим возмещением таких расходов из федерального бюджета.
Согласно ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между государственными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.01.1999 N 119-ФЗ обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, есть реализация полномочий РФ в области социальной защиты, и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату Федерального закона N 119-ФЗ следует читать как "24.06.1999"
Статьей 55 ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" предусмотрена передача из средств Фонда компенсаций в бюджет Хабаровского края субвенций для исполнения ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" в сумме 25035,6 тыс. руб.
Доказательств нецелевого использования данных денежных средств субъектом федерации - Хабаровский край, равно как и муниципальным образованием г. Хабаровск, в деле не имеется.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило в спорный период субъект РФ финансовыми средствами в полном объеме для реализации ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий", а последний не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет г. Хабаровска, поэтому арбитражный суд правомерно возложил ответственность за причиненные истцу убытки на Министерство финансов РФ и удовлетворил иск за счет казны РФ согласно ст.ст. 16, 1069 ГК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 14.09.2004 по делу N А73-505/2004-26 (АИ-1/1020/04-42) Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 января 2005 г. N Ф03-А73/04-1/4090
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании