Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 2 февраля 2005 г. N Ф03-А37/04-2/4234
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области на решение от 18.08.2004 по делу N А37-1954/04-3а Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области к Обществу с ограниченной ответственностью "КЛС" о взыскании 937,5 рублей.
Резолютивная часть постановления от 26.01.2005. Мотивированное постановление изготовлено 02.02.2005.
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением, с учетом уточнения, о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "КЛС" (далее - общество) 937,5 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ, за несвоевременное представление налоговой декларации по транспортному налогу за 1 квартал 2003 года.
Решением суда от 18.08.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что у налогоплательщика отсутствовала обязанность по представлению налоговой декларации по итогам квартала, поскольку в отношении транспортного налога законодательством о налогах и сборах установлен налоговый период в календарный год.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Законность принятого по делу судебного акта проверяется в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе инспекции по налогам и сборам, которая просит отменить решение суда, как принятое с нарушением норм материального права. По мнению заявителя жалобы, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Судом не учтено, что транспортный налог является региональным налогом, и форма отчета по данному налогу по своей сути и содержанию является налоговой декларацией, которую необходимо представлять в налоговый орган по истечении 1 квартала, полугодия и девяти месяцев, поскольку представляет собой заявление о наличии единиц транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения. В связи с несвоевременным представлением налоговой отчетности за 1 квартал 2003 года к обществу правомерно применены положения пункта 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ и последнее обоснованно привлечено к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебном заседании участия не принимали.
Обществом отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, в ходе камеральной налоговой проверки отчета по транспортному налогу за 1 квартал 2003 года, представленного обществом 22.12.2003, налоговый орган установил, что налогоплательщиком пропущен срок представления налоговой отчетности на 180 дней, 1 полный месяц и 1 неполный месяц.
Указанные обстоятельства послужили основанием для принятия инспекцией по налогам и сборам решения от 16.01.2004 N 34 о привлечении ООО "КЛС" к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в сумме 937,5 рублей.
В связи с неуплатой в добровольном порядке суммы штрафных санкций налоговый орган обратился за ее взысканием в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что по результатам отчетных периодов налогоплательщик не обязан представлять налоговую декларацию, поскольку действующим законодательством предусмотрена обязанность представления такой формы налоговой отчетности только по итогам календарного года и в действиях общества отсутствует состав налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ.
В пункте 1 статьи 55 Налогового кодекса РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Согласно пункту 1 статьи 58 НК РФ уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 4 статьи 58 и пунктом 1 статьи 57 НК РФ законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации устанавливают конкретный порядок и сроки уплаты каждого регионального налога.
Исходя из положений статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Общий порядок исчисления налога предполагает, что транспортные средства в течение всего года зарегистрированы на собственника, т.е. не происходило смены их обладателя. Поэтому налоговым периодом является полный календарный год и расчет транспортного налога производится за все 12 месяцев исходя из налоговой базы и установленной ставки налога.
Во исполнение вышеуказанной правовой нормы Кодекса Магаданской областной Думой принят Закон Магаданской области "О транспортном налоге" от 28.11.2002 N 291-ОЗ (далее - Закон Магаданской области), которым определены ставка налога, порядок и сроки его уплаты и форма отчетности по данному налогу.
Согласно статье 360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом является календарный год.
Законом Магаданской области установлено, что уплата транспортного налога в течение налогового периода является авансовым платежом, сумма которого засчитывается в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
При этом обязанность по представлению налоговой декларации определена законодательством о налогах и сборах по итогам налогового периода (пункт 2 статьи 363 Налогового кодекса РФ и пункт 4 статьи 8 Закона Магаданской области).
Отчетные периоды в отношении транспортного налога главой 28 НК РФ не установлены, и поэтому он (по общему правилу) подлежит уплате раз в год.
Таким образом, представляемый налогоплательщиком расчет (отчет) по транспортному налогу фактически является расчетом авансовых платежей по данному виду налога, поскольку он подается до наступления налогового периода.
Статья 119 Налогового кодекса РФ предусматривает ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации, которая в соответствии со статьей 80 Налогового кодекса РФ представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация подается каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено в законодательстве о налогах и сборах. При этом, согласно статье 52 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Следовательно, полная уплата спорного налога производится по итогам налогового периода, то есть по итогам календарного года.
Поскольку расчеты по транспортному налогу в спорный период подлежали представлению до окончания налогового периода, то есть до 31.12.2003 и соответственно срока уплаты налога, кассационная инстанция считает правильным вывод суда об отсутствии оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности по статье 119 Налогового кодекса РФ за несвоевременную подачу отчета по транспортному налогу, представленному обществом до истечения налогового периода (22.12.2003).
Данный вывод косвенно подтверждает и то обстоятельство, что законодатель на уровне субъекта Российской Федерации разграничил формы налоговой отчетности, определив порядок представления ежеквартального отчета авансовых платежей и налоговой декларации по итогам налогового периода по данному налогу.
Суд первой инстанции, правильно установив фактические обстоятельства дела, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных налоговым органом требований о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ, поскольку предусмотренный данной правовой нормой штраф не может быть взыскан в случае несвоевременного представления налогоплательщиком расчета авансовых платежей по транспортному налогу.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения кассационной жалобы инспекции по налогам и сборам.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 18.08.2004 по делу N А37-1954/04-За Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 февраля 2005 г. N Ф03-А37/04-2/4234
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании