Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 февраля 2005 г. N Ф03-А51/04-1/4530
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю на решение от 20.10.2004, постановление от 02.12.2004 по делу N А51-3689/2004, 13-101 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальэнерго" к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Приморскому краю, Департаменту финансов администрации Приморского края, Администрации муниципального образования г. Находки о взыскании 1649882,94 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 08.02.2005. Полный текст постановления изготовлен 15.02.2005.
Открытое акционерное общество "Дальэнерго" в лице Находкинского отделения филиала "Дальэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Департаменту финансов администрации Приморского края, Администрации муниципального образования г. Находки о взыскании 1649822,94 руб. расходов, связанных с предоставлением в 2003 году гражданам льгот по оплате электрической энергии, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах".
Решением суда от 20.10.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.12.2004, требования истца удовлетворены путем взыскания указанной суммы с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации.
Законность судебных актов проверяется в порядке ст. 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе Минфина РФ, в которой предлагается их отменить.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение ст. 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающей предоставление льгот за счет средств бюджетов субъекта РФ и местных бюджетов, с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Со ссылкой на постановление Правительства РФ от 30.07.1998 N 862, Минфин РФ приводит доводы о том, что государственные полномочия Российской Федерации по финансированию льгот на коммунальные услуги переданы на муниципальный уровень, и таким образом, соответствующие полномочия Российской Федерации прекращены.
Кроме того, по мнению Минфина РФ, истец не доказал наличие условий, при которых могут быть удовлетворены требования о взыскании убытков в соответствии со статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Администрация г. Находки, и ОАО "Дальэнерго" в представленных отзывах на доводы кассационной жалобы отклонили, просили состоявшиеся судебные акты оставить без изменения.
В судебное заседание кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Как установлено судом, истец на основании Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ, и во исполнение договора N 5А от 01.01.2003, заключенного с Управлением социальной защиты населения администрации г. Находка за счет собственных средств предоставило в 2003 году гражданам, имеющим на это право, 50-процентную скидку при оплате электрической энергии.
В связи с невозмещением истцу государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления его расходов в сумме 1649822,94 руб., истец обратился с настоящим иском.
Статья 10 ФЗ "О ветеранах" от 12.05.1995 N 5-ФЗ устанавливает, что осуществление расходов на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам, производится как за счет бюджета Российской Федерации, так и за счет средств бюджетов субъектов РФ. За счет последних производятся расходы на оплату коммунальных услуг, которые учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации и имеют целевое назначение.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату ФЗ "О ветеранах" N 5-ФЗ следует читать как "12.01.1995"
При рассмотрении спора, на основании ФЗ "О ветеранах" суд правомерно исходил из того, что источником финансирования рассматриваемых льгот является федеральный бюджет, что соответствует ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999, предусматривающему, что обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, есть реализация полномочий РФ в области социальной защиты, и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
При этом, согласно статьям 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта РФ из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Доводы Министерства финансов РФ о том, что финансирование расходов на реализацию льгот по социальной защите ветеранов в части, отнесенной к полномочиям субъекта федерации, должно осуществляться самим субъектом из источников, формируемых за счет собственных средств, не соответствуют вышеназванным нормативным актам, а также постановлению Правительства РФ N 581 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", предусматривающему закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также содержащему запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставления источника финансирования.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер постановления Правительства РФ от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" следует читать как "N 854"
Как установлено судом, финансовые средства на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ФЗ "О ветеранах", из федерального бюджета в бюджет Приморского края целевым назначением не передавались, как не утвержденные Федеральным Законом "О федеральном бюджете на 2003 год" N 176-ФЗ от 24.12.2002.
Не предусмотрены они, как отдельный вид расходов и в составе финансовой помощи из федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации согласно Приложению N 13 к ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год".
В связи с чем доводы заявителя кассационной жалобы о прекращении государственных полномочий по предоставлению гражданам жилищно-коммунальных льгот судом отклоняются, как противоречащие установленным судом обстоятельствам дела.
Наряду с этим, статьей 27 Закона Приморского края "О краевом бюджете на 2003 год" от 21.01.2003 N 31-КЗ в составе расходов бюджета Приморского края предусмотрено финансирование муниципальных образований на выполнение ими государственных полномочий по реализации ФЗ "О ветеранах" в части предоставления льгот по оплате коммунальных услуг, в том числе г. Находка в сумме 24656 тыс. руб.
Согласно Приложению N 5 к Закону Приморского края от 08.06.2004 N 115-КЗ "Об исполнении краевого бюджета за 2003 год" указанные средства доведены до муниципального образования в размере 21634 тыс. руб., что составило 87,7 процентов от запланированного в связи с неисполнением доходной части краевого бюджета, которые распределены между предприятиями жилищно-коммунального хозяйства.
Вместе с тем, объем переданных из краевого бюджета муниципальному образованию субвенций на рассматриваемые цели не покрывает расходы предприятий, предоставивших коммунальные услуги.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили реализацию установленных федеральным законом ветеранам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, составив федеральный бюджет на 2003 год без учета необходимых средств, понесенные истцом расходы правомерно взысканы за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, что соответствует статьям 125, 1071 Гражданского кодекса РФ.
При этом правомерно освобождены от ответственности муниципальное образование и субъект Российской Федерации, что соответствует ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ, ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 25.09.1997 N 127-ФЗ и постановлению Правительства РФ N 581 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 25.09.1997 следует читать как "N 126-ФЗ"
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер постановления Правительства РФ от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" следует читать как "N 854"
Таким образом, решение и постановление суда приняты с соблюдением норм процессуального и материального права, оснований для их отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 20.10.2004, постановление от 02.12.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-3689/04 13-101 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 февраля 2005 г. N Ф03-А51/04-1/4530
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании