Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 28 декабря 2004 г. N Ф03-А73/04-1/3948
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Минфина Хабаровского края - Белоножко Т.Г. - консультант юридической службы по доверенности N 19-11/1672 от 16.08.2004, Финдепартамента администрации г. Хабаровска - Малашкин Д.Л. - главный специалист по доверенности N 1.33-64 от 18.03.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Хабаровского края на решение от 28.06.2004, постановление от 14.09.2004 по делу N А73-507/2004-26 (АИ1/979/04-42) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Муниципального учреждения здравоохранения "Стоматологическая поликлиника N 20" к Администрации города Хабаровска, Правительству Хабаровского края, Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю о взыскании 212537 рублей.
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2004 года.
Муниципальное учреждение здравоохранения "Стоматологическая поликлиника N 20" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к администрации города Хабаровска, Правительству Хабаровского края, Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю о взыскании 212537 рублей убытков в связи с предоставлением инвалидам льготного зубопротезирования.
Решением суда от 28.06.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.09.2004, исковые требования удовлетворены за счет казны Хабаровского края в лице Минфина Хабаровского края
Взыскивая убытки за счет субъекта Российской Федерации, суд указал на его вину в передаче средств в недостаточном количестве местному бюджету для реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ".
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению Министерства финансов Хабаровского края, где ставится вопрос об их отмене и направлении дела на новое рассмотрение.
По мнению заявителя, суд неосновательно возложил ответственность за ненадлежащее финансирование соответствующих федеральных законов на Хабаровский край, так как предусмотренные для этих целей в краевом бюджете средства были доведены до бюджетов муниципальных образований в полном объеме. Ссылается на то, что судом не установлено нецелевое использование органами государственной власти Хабаровского края денежных средств. В свою очередь федеральный бюджет, указывает он, не обеспечил в полном объеме финансирование реализации данных законов.
Проверив правильность применения судом обеих инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, МУЗ "Стоматологическая поликлиника N 20" за счет собственных средств в период с января 2002 года по июль 2003 года оказывало гражданам в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов" льготное зубопротезирование, в результате чего не получило доходы в сумме 212537 руб.
В соответствии со статьей 28 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" инвалиды имеют право на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий и других видов протезных изделий (кроме зубных протезов из драгоценного металла и приравненного к нему материала) за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исходя из ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999, действующим до 07.07.2003, главы VI.1 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ в редакции от 04.07.2003, п. 4 ст. 130, статей 133, 136 Бюджетного кодекса РФ финансирование расходов по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств в бюджет субъекта Федерации в виде субвенций и субсидий.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду глава IV.1. ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ
Судом установлено, что для покрытия расходов, связанных с предоставлением инвалидам указанной выше льготы, в адрес Минтруда края из федерального бюджета в спорный период направлено в достаточном объеме.
Возлагая ответственность за неисполнение ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" на Минфин Хабаровского края, суд не учел, что доказательств нецелевого использования субъектом полученных средств в деле не имеется, а также то, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года", ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может быть возложена только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что в составе расходов на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, переданных в спорный период по ведомственной структуре расходов Министерству труда и развития РФ, учтены средства на льготное зубопротезирование, а также подтверждающих факт нецелевого использования их Минтрудом РФ.
В связи с изложенным при отсутствии доказательств передачи из федерального бюджета материальных ресурсов в достаточном объеме Хабаровскому краю на финансирование реализации ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" убытки истца, связанные с предоставлением льгот лицам, имеющим право на их получение на основании названного закона, подлежат взысканию за счет средств федерального бюджета в лице Министерства финансов РФ.
Таким образом, обжалуемые судебные акты в указанной части подлежат отмене, а убытки в сумме 212537 рублей следует взыскать за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 28.06.2004 и постановление от 14.09.2004 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-507/2004-26 (АИ-1/979/2004-42) отменить в части взыскания с Минфина Хабаровского края за счет казны Хабаровского края в пользу истца 212537 руб. убытков.
Взыскать в пользу МУЗ "Стоматологическая поликлиника N 20" за счет казны РФ в лице Минфина РФ 212537 руб. убытков.
В остальной части решение от 28.06.2004 и постановление от 14.09.2004 оставить без изменения.
Арбитражному суду Хабаровского края выдать исполнительный лист, а так же произвести поворот исполнения судебного акта в порядке ст.ст. 325, 326 АПК РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 декабря 2004 г. N Ф03-А73/04-1/3948
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании