Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 февраля 2005 г. N Ф03-А24/04-1/4036
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатской области: Трутнева Е.В., специалист по доверенности N 01-27/0010 от 11.01.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы безопасности РФ на решение от 15.08.2004 по делу N А49-944/02-06 Арбитражного суда Камчатской области, по иску Федеральной пограничной службы России к Петропавловск-Камчатскому подразделению службы судебных приставов, Управлению Министерства юстиции РФ Камчатской области, закрытому акционерному обществу "Церковная финансово-промышленная компания "Александрия", 3-е лицо: Министерство финансов РФ о взыскании 988451 руб. 69 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 08.02.2005. Полный текст постановления изготовлен 14.02.2005.
Федеральная пограничная служба России обратилась в Арбитражный суд Камчатской области с иском к закрытому акционерному обществу "Церковная финансово-промышленная компания "Александрия" (далее - ЗАО "ЦФПК "Александрия"), Управлению Министерства юстиции РФ Камчатской области о взыскании 710361 руб. 21 коп., составляющих сумму понесенных ЗАО "ЦФПК "Александрия" расходов по совершению исполнительных действий по реализации конфискованного имущества, возмещенных на основании постановления судебного пристава-исполнителя от 30.11.2000, и 31807 руб. 69 коп. недополученной суммы от реализации конфискованного имущества; о взыскании с Петропавловск-Камчасткого подразделения службы судебных приставов незаконно удержанный с реализации конфискованного имущества исполнительный сбор в размере 7% в сумме 246282 руб. 79 коп.
До принятия судом решения определениями от 08.07.2002 и 23.08.2002 в порядке ст. 39 АПК РФ (1995 г.) привлечены в качестве третьих лиц: Федеральный долговый центр при Правительстве РФ и Министерство финансов РФ.
Определением от 22.04.2004 произведена в порядке ст. 48 АПК РФ замена истца на Федеральную службу безопасности РФ.
Решением от 15.08.2004 в иске отказано.
Судебный акт мотивирован отсутствием у истца материального права для обращения в суд с иском о взыскании сумм, недополученных федеральным бюджетом от реализации конфискованного и арестованного на основании решения суда имущества, а также непризнанием действий судебных приставов незаконными и недоказанностью размера убытков.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Ходатайство ЗАО "ЦФПК "Александрия" об отложении рассмотрения жалобы судом кассационной инстанции оставлено без удовлетворения.
Судом кассационной инстанции, в порядке ст. 48 АПК РФ, удовлетворено ходатайство ответчика - Управления Министерства юстиции по Камчатской области и Корякскому автономному округу о его замене правопреемником Управлением Федеральной службы судебных приставов по Камчатской области, в связи с реорганизацией на основании Приказа Министерства юстиции РФ N 1465-К от 22.11.2004 в форме преобразования Управления Министерства юстиции РФ по Камчатской области и Корякскому автономному округу в Управление Федеральной службы судебных приставов по Камчатской области (свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 29.12.2004 N 1044100665014).
Законность принятого по делу судебного акта проверяется в порядке, определенном ст.ст. 284, 286 АПК РФ, по кассационной жалобе Северо-Восточного регионального управления Федеральной пограничной службы РФ, которое просит решение отменить как принятое с нарушением норм материального права (ст.ст. 9, 81, 84, ФЗ "Об исполнительном производстве"; ст. 94 ФЗ от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год"; Постановление Правительства РФ от 23.04.1999 N 459 "О реализации конфискованного и арестованного имущества"; ст. 19 "Положения о Федеральном долговом центре при Правительстве РФ", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.01.1998 N 6; ст. 4 "Положения о внебюджетном фонде развития исполнительного производства", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.1998 N 659) и удовлетворить заявленные исковые требования.
По мнению заявителя, судебным приставом-исполнителем нарушались положения ФЗ "Об исполнительном производстве", а именно: копия постановления о возбуждении исполнительного производства и наложении ареста в адрес взыскателя - Камчатская региональная инспекция охраны морских биологических ресурсов (далее - КРИОМБР, Инспекция) не направлялась, в связи с чем, Инспекция лишена права на участие в исполнительном производстве в качестве стороны и обжаловать действия судебных приставов-исполнителей. Кроме того заявитель выразил несогласие с отказом во взыскании исполнительного сбора в размере 7%.
Представитель ответчика в судебном заседании кассационной инстанции привел возражения относительно доводов жалобы. Считает выводы суда первой инстанции соответствующими закону, а требования истца - не подлежащими удовлетворению.
Изучив доводы сторон, проверив правильность применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных ст. 288 АПК РФ, для его отмены.
Как следует из материалов дела, постановлением Петропавловск-Камчатского городского суда от 23.02.2000 конфисковано судно "Арка 31" со всем оборудованием и снаряжением.
Судебным приставом-исполнителем направлена заявка на реализацию имущества, которую осуществляло ЗАО "ЦФПК "Александрия" на основании договора поручения от 05.11.1999, заключенного с Федеральным долговым центром при Правительстве РФ и соглашения от 07.03.2000, заключенного с Управлением юстиции МЮ РФ по Камчатской области.
Согласно представленным сведениям ЗАО "ЦФПК "Александрия" имущество реализовано на сумму 168325 руб. 51 коп., хотя в соответствии с актом описи и ареста судового имущества оценено на сумму 176965 руб. 76 коп. На основании полученных сведений от ЗАО "ЦФПК "Александрия" судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 06.05.2000 о взыскании исполнительного сбора в размере 7% от суммы, поступившей с реализации имущества, т.е. 11782 руб. 79 коп. На счет Камчатской региональной инспекции охраны морских биологических ресурсов ФПС РФ поступило 124527 руб.
Судебным приставом-исполнителем 30.11.2000 вынесено постановление о возмещении расходов по совершению исполнительных действий ЗАО "ЦФПК "Александрия" в сумме 710361 руб.
Считая, что в нарушение положений ФЗ "Об исполнительном производстве" ЗАО "ЦФПК "Александрия" из средств, полученных от реализации судна, неправомерно удержана сумма в размере 710361 руб. 21 коп., судебным приставом-исполнителем незаконно взыскан исполнительный сбор в размере 7% в сумме 246282 руб. 79 коп., а также недополучено от реализации конфискованного имущества суммы 31807 руб. 69 коп. истец обратился в суд с настоящим иском.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований суд исходил из того, что в соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.1999 N 459 "О реализации конфискованного и арестованного имущества" (действовавшего на тот момент) решение задач по реализации имущества, конфискованного или арестованного на основании судебных решений или иных органов, возложено исключительно на Федеральный долговой центр при Правительстве Российской Федерации.
Центр осуществляет свои функции во взаимодействии с органами принудительного исполнения и другими органами, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено принимать решения об обращении взыскания на имущество.
При осуществлении своих функций Федеральный долговой центр при Правительстве РФ вправе заключать договоры, в том числе на конкурсной основе, со специализированными организациями, привлекаемыми для реализации арестованного имущества.
Порядком передачи и реализации конфискованного и арестованного имущества установлена передача на реализацию конфискованного и арестованного имущества органом, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право обращать взыскание на имущество во исполнение судебных актов и актов других органов.
Реализация осуществляется Федеральным долговым центром при Правительстве РФ, его территориальными отделениями и уполномоченными им организациями с учетом специфики и особенностей реализации имущества, определенных законодательством.
Средства вырученные от реализации имущества, перечисляются на специальные счета исполнительного органа. Порядок и сроки перечисления денежных средств оговариваются в договоре.
Обстоятельства дела установлены первой инстанции на основании доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, с соблюдением норм материального права (ст.ст. 9, 81, 84, ФЗ "Об исполнительном производстве"; ст. 94 ФЗ от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год"; Постановление Правительства РФ от 23.04.1999 N 459 "О реализации конфискованного и арестованного имущества"; ст. 19 "Положения о Федеральном долговом центре при Правительстве РФ", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.01.1998 N 6; ст. 4 "Положения о внебюджетном фонде развития исполнительного производства", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.1998 N 659). При этом в основу судебного акта положены доказательства, исследованные непосредственно в судебном заседании.
В этой связи довод заявителя жалобы о неправильном установлении судом обстоятельств дела не подтверждается материалами дела.
На основании вышеизложенного, судом сделан правильный вывод об отсутствии у истца материального права для обращения в суд с иском о взыскании сумм, недополученных федеральным бюджетом от реализации конфискованного и арестованного имущества.
Не принят во внимание и довод кассационной жалобы Федеральной службы безопасности РФ о незаконности взыскания исполнительного сбора в размере 7%, поскольку действия судебного пристава-исполнителя не признаны незаконными. Кроме того истцом документально не доказано причинение ему убытков в истребуемой сумме.
При таких обстоятельствах у суда не имелось оснований для удовлетворении исковых требований.
Таким образом довод заявителя жалобы о неправильном установлении судом обстоятельств дела не подтверждается материалами дела.
Нарушений норм материального права судом не допущено, в связи с чем отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 15.08.2004 по делу N А49-944/02-06 Арбитражного суда Камчатской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 февраля 2005 г. N Ф03-А24/04-1/4036
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании