Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 16 февраля 2005 г. N Ф03-А80/04-2/4372
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Чукотской таможни на решение от 07.07.2004 Арбитражного суда Чукотского автономного округа и постановление от 05.10.2004 Арбитражного суда Хабаровского края, по делу N А80-180/2004 (АИ-1/1085/04-45), по заявлению Чукотской таможни к Администратиции Чукотского автономного округа о взыскании 341435242,16 руб. таможенных платежей и пени.
Резолютивная часть постановления от 10.02.2005. Полный текст постановления изготовлен 16.02.2005.
Чукотская таможня (далее - таможенный орган) обратилась в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением, с учетом уточнения предмета требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила взыскать с Администрации Чукотского автономного округа задолженности по уплате таможенных платежей в сумме 341435242,16 руб.
В ходе судебного разбирательства произведена замена Администрации Чукотского автономного округа на Правительство Чукотского автономного округа (далее - Правительство ЧАО) в связи с изменением структуры органов исполнительной власти Чукотского автономного округа.
Решением суда от 07.07.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.10.2004, в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на пропуск таможенным органом пресекательного срока, установленного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации для подачи в арбитражный суд соответствующего заявления.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ по кассационной жалобе таможенного органа, который просит их отменить, сославшись на нарушение судом норм материального и процессуального права, и направить дело на новое рассмотрение. По Заявитель жалобы полагает, что им не пропущен срок для подачи заявления в арбитражный суд, и считает, что при рассмотрении спора подлежала применению статья 24 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы Российской Федерации" (далее - Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1) предусматривающая шестилетний срок, в течение которого может быть применен бесспорный порядок списания таможенных платежей.
Правительство ЧАО представило отзыв на жалобу, в котором предлагает состоявшиеся по делу судебные решения оставить без изменения, как основанные на правильном применении норм материального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в заседании суда не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, в целях обеспечения потребностей автономного округа, Администрацией ЧАО в период навигации 1996-1997 годов ввезено на таможенную территорию Российской Федерации 139679,026 тонн нефтепродуктов на сумму 44229789,026 долларов США.
Таможенное оформление импортированных нефтепродуктов произведено таможней "Бухта Провидения" (ныне Чукотская таможня) с предоставлением отсрочки уплаты таможенных платежей под гарантийное обязательство Администрации до 30.12.1997 года.
Для погашения образовавшейся задолженности Чукотской таможней в течение 1996-1999 г.г. велась переписка с Администрацией ЧАО по вопросу взыскания таможенных платежей за ввезенное топливо. В связи с введением 01.01.1999 в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации таможенным органом направлены требования об уплате таможенных платежей от 01.04.1999 N 01 и от 10.06.1999 N 4 с предложением уплатить таможенные платежи, в том числе: таможенные сборы, ввозную пошлину, акциз, налог на добавленную стоимость, а также пени. В связи с неисполнением требований в установленный срок таможенным органом были приняты меры для бесспорного взыскания таможенных платежей, а именно: выставлено инкассовое распоряжение N 4 от 23.06.1999 о списании денежных средств со счета должника, которое не исполнено Администрацией ЧАО в связи с отсутствием денежных средств. 08.12.2000 Таможенным органом вынесено постановление N 14500-01/00п о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей за счет имущества должника. Данный исполнительный документ возвращен взыскателю в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть наложено взыскание.
Поскольку Администрацией ЧАО в добровольном порядке не исполнены обязательства по уплате таможенных платежей, таможенный орган обратился за их взысканием в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции, сославшись на нормы налогового законодательства, регулирующие порядок взыскания таможенными органами недостающих сумм таможенных платежей и пени, пришли к обоснованному выводу о пропуске таможенным органом предусмотренного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ, срока давности для обращения с заявлением в суд.
Как правильно установлено арбитражным судом, спорные правоотношения регулируются нормами части первой Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие 01.01.1999 Федеральным законом от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31.07.1998 N 147-ФЗ), поскольку требования об уплате таможенных платежей от 01.04.1999 N 01 и от 10.06.1999 N 4, а также инкассовое распоряжение N 4 от 23.06.1999 о списании денежных средств со счета должника направлены после введения в действие Налогового кодекса РФ.
В силу положений статьи 13 Налогового кодекса РФ таможенная пошлина и таможенные сборы относятся к федеральным налогам.
В соответствии со статьей 70 Кодекса требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.
Сроки уплаты таможенных платежей, а также порядок отсрочки и рассрочки уплаты таможенных платежей таможенных платежей установлены статьями 119, 121 Таможенного кодекса Российской Федерации (1993 г.).
Учитывая, что срок уплаты таможенных платежей за импортированные нефтепродукты наступил в 1996-1997 годах, требование о его уплате направлено должнику в течение установленного положениями статьи 70 НК РФ срока.
Из содержания пунктов 1 и 3 статьи 48 НК РФ следует, что таможенный орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, налогоплательщика - физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ, шестимесячный срок на обращение таможенного органа в суд с заявлением о взыскании недоимки, начинает течь с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога. В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" следует исходить из того, что заявление в арбитражный суд о взыскании недоимки может быть подано в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Данный срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу.
Таким образом, шестимесячный срок для обращения с заявлением в суд следует исчислять после истечения последнего дня срока, установленного для направления требования об уплате налога налогоплательщику. Исходя из изложенного, срок направления заявления в суд о взыскании недоимки и пени в настоящем споре Чукотской таможней не соблюден.
Не может быть принят во внимание довод заявителя кассационной жалобы, о том, что суду следовало руководствоваться статьей 24 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1, предписывающей, что начало течения указанного срока определяется после окончания шестилетнего срока бесспорного взыскания таможенных платежей, поскольку положения указанного Закона о взыскании недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бесспорном порядке утратили силу с 01.01.1999 года согласно Федеральному закону от 31.07.1998 N 147-ФЗ и регулируются Налоговым кодексом РФ.
Утверждения заявителя жалобы о неприменении к возникшим правоотношениям норм налогового законодательства опровергаются положениями статьи 34 Налогового кодекса РФ, согласно которой определены полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц в области налогообложения как контролирующих органов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами.
Остальные доводы жалобы приводились таможенным органом при рассмотрении дела в арбитражном суде, исследовались, получили надлежащую правовую оценку и на исход по делу не влияют.
Принимая во внимание, что судом кассационной инстанции не выявлено нарушений норм арбитражного процессуального законодательства либо неправильного применения норм материального права при рассмотрении дела арбитражным судом, основания к отмене судебных актов отсутствуют, и они оставляются без изменения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 07.07.2004 Арбитражного суда Чукотского автономного округа, постановление апелляционной инстанции от 05.10.2004 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А80-95/2004 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 февраля 2005 г. N Ф03-А80/04-2/4372
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании