Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 16 февраля 2005 г. N Ф03-А37/04-2/4448
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области на решение от 29.09.2004 по делу N А37-2828/04-1 Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области к Муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство "О", третье лицо Администрации особой экономической зоны в Магаданской области о взыскании 6474,60 руб.
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области (далее - инспекция по налогам и сборам) обратилась в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о взыскании с Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство "О" (далее - унитарное предприятие) налоговой санкции по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за октябрь 2003 года в сумме 6474,60 руб. на основании решения от 31.03.2004 N ИС-08-20/120.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Особой экономической зоны в Магаданской области (далее - Администрация ОЭЗ).
Решением суда от 29.09.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что, унитарное предприятие, являясь участником Особой экономической зоны в Магаданской области, обоснованно пользовалась льготой по налогу на добавленную стоимость, предусмотренной Федеральным законом от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области", в связи отсутствуют основания для привлечения его к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ. Кроме того, суд, руководствуясь частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Магаданской области названное решение инспекции по налогам и сборам признано недействительным, поэтому данные обстоятельства не подлежат доказыванию вновь по делу между теми же лицами, а штраф - взысканию.
В апелляционной инстанции законность решения не проверялась.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, инспекция по налогам и сборам подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению налогового органа, введение с 01.01.2001 в действие Главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость", регламентирующей порядок уплаты данного налога, исключает возможность применения статьи 5 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области", освобождающей участников Особой экономической зоны от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет, поскольку Главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации такая льгота не установлена.
Унитарное предприятие представило отзыв на жалобу, в котором считает необходимым решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу инспекции по налогам и сборам - без удовлетворения.
Администрация ОЭЗ в отзыве на жалобу возражает против ее удовлетворения и просит оставить обжалуемое решение без изменения, как соответствующее нормам действующего законодательства.
Лица, участвующие в деле, извещены в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзывов на нее, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы по нижеследующему.
Как следует из материалов дела, при проведении инспекцией по налогам и сборам камеральной проверки представленной унитарным предприятием налоговой декларации по НДС за октябрь 2003 года установлена неуплата в федеральный бюджет налога. По результатам проверки вынесено решение от 31.03.2004 N ИС-08-20/119 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде взыскания штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в сумме 6474,60 руб. Одновременно предложено уплатить доначисленный НДС в сумме 32373 руб. за указанный период времени и причитающиеся пени - 1570,09 руб.
Поскольку требование налогового органа N 120 от 06.04.2004 об уплате налоговых санкций в срок - до 16.04.2004, исполнено не было, налоговый орган обратился за взысканием названной суммы в арбитражный суд.
Основанием для доначисления НДС, пени и привлечения к налоговой ответственности, явилось неправомерное, как полагает налоговый орган, применение в октябре 2003 года унитарным предприятием льготы, а именно: освобождение от уплаты этого налога в части, поступающей в федеральный бюджет, на основании статьи 5 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области" (с изменениями и дополнениями; далее - Федеральный закон от 31.05.1999 N 104-ФЗ). При этом налоговый орган исходил из того, что с введением в действие с 01.01.2001 главы 21 Налогового кодекса РФ "Налог на добавленную стоимость", не предусматривающей такой льготы для участников Особой экономической зоны, последние утрачивают свое право на освобождение от уплаты спорного налога в федеральный бюджет.
Из материалов дела видно, что Арбитражный суд Магаданской области по другому делу N А37-1164/04-4, проверяя законность вынесенного налоговым органом решения от 31.03.2004 N ИС-08-20/119 по привлечению унитарного предприятия к налоговой ответственности, доначислении НДС в сумме 32373 руб. и соответствующих пеней принял решение от 25.05.2004, которым признал упомянутое выше решение инспекции по налогам и сборам недействительным, как противоречащее Федеральному закону "Об особой экономической зоне" и Закону Магаданской области "Об особой экономическое зоне в Магаданской области".
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Изложенное означает, что установленные судебным решением от 25.05.2004 обстоятельства о неправомерном доначислении НДС в сумме 32373 руб. исключают возможность привлечения налогоплательщика, в данном случае - унитарного предприятия к налоговой ответственности, примененной налоговым органом согласно решению, признанному в судебном порядке не соответствующим закону.
При таких обстоятельствах арбитражным судом сделан правильный вывод о том, что поскольку по ранее рассмотренному делу факт совершения унитарным предприятием налогового правонарушения судом не установлен и привлечение к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 6474,60 руб. признано необоснованным, то данные обстоятельства не подлежат доказыванию вновь при рассмотрении настоящего спора о взыскании налоговой санкции в названной выше сумме.
У суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены принятого судебного решения и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 27.08.2004 Арбитражного суда Магаданской области по делу N А37-1953/04-3а оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 февраля 2005 г. N Ф03-А37/04-2/4448
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании