Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 февраля 2005 г. N Ф03-А73/04-1/4422
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Рязанова Н.В. - ведущий юрисконсульт по доверенности N 22/52 от 30.12.2004, от ответчика: Ткаченко В.М. - старший офицер эксплуатационного отдела по доверенности б/н от 07.10.2004, Крупенко Е.С. - юрисконсульт по доверенности б/н от 07.10.2004, от третьего лица: Ткаченко В.М. - старший офицер эксплуатационного отдела по доверенности N 30/ЭК/3314 от 26.05.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение от 04.06.2004, постановление от 05.10.2004 по делу N А73-11290/2003-25/51 АИ-1/836/04-47 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Амурэнерго" к Министерству обороны РФ, 3-е лицо: Квартирно-эксплуатационное управление Дальневосточного военного округа о взыскании 10842690 руб. 60 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 09.02.2005. Полный текст постановления изготовлен 15.02.2005.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Амурэнерго" (далее - ОАО "Амурэнерго") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству обороны РФ о взыскании 10842690 руб. 60 коп. задолженности за потребленную электроэнергию по договору энергоснабжения от 09.02.2001 N 22/240 за период с 01.01.2003 по 30.09.2003.
Иск обоснован ненадлежащим исполнением обязательств ответчиком по договору энергоснабжения от 09.02.2001 N 22/240 в части оплаты потребленной электроэнергии, в связи с чем образовавшаяся задолженность подлежит взысканию с ответчика на основании ст.ст. 309, 544 ГК РФ.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Квартирно-эксплуатационное управление Дальневосточного военного округа.
До принятия судом решения истец изменил размер исковых требований и просил взыскать с ответчика 41370862 руб. 20 коп. задолженности за потребленную электроэнергию за период с 01.01.2002 по 31.03.2004.
Решением от 04.06.2004 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Дополнительным решением от 02.07.2004 с Министерства обороны РФ за счет казны РФ в пользу ОАО "Амурэнерго" взыскано 37016 руб. 92 коп. судебных расходов.
Постановлением апелляционной инстанции от 05.10.2004 решение от 04.06.2004 в части взыскания основного долга оставлено без изменения, в части взыскания судебных расходов изменено. С ответчика в пользу истца взыскано 6453 руб. 50 коп. судебных расходов, в остальной части требований о взыскании судебных расходов отказано.
В кассационной жалобе Министерства обороны РФ предлагается решение от 04.06.2004 и постановление от 05.10.2004 в части взыскания с ответчика задолженности потребителей внебюджетной сферы отменить как принятые с нарушением норм материального права.
В обоснование жалобы заявитель привел доводы о том, что потребленные гражданами, проживающими в домах, находящихся в ведении КЭЧ, объемы электрической энергии не должны включаться в счета, предъявляемые КЭЧ, поскольку население обязано оплачивать потребленную электроэнергию ОАО "Амурэнерго". Кроме того, граждане по отношению к КЭЧ являются внебюджетными потребителями в связи с тем, что финансирование КЭЧ осуществляется исключительно по статьям расходов федерального бюджета.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании кассационной инстанции представители ответчика и третьего лица поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ОАО "Амурэнерго" выразил несогласие с доводами кассационной жалобы, считает принятые судебные акты законными и обоснованными. Кроме того, пояснил, что сбор платежей с населения, проживающего в жилом фонде, принадлежащем Министерству обороны РФ, производится квартирно-эксплуатационными частями.
Проверив законность решения от 04.06.2004 и постановления от 05.10.2004, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для их отмены, предусмотренных ст. 288 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 09.02.2001 между ОАО "Амурэнерго" (энергоснабжающая организация) и Министерством обороны РФ в лице квартирно-эксплуатационного управления ДВО (абонент) заключен договор энергоснабжения N 22/240, по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась подавать электрическую энергию и мощность объектам абонента по указанным в приложении N 3 адресам в количестве, не превышающем утвержденных в соответствующем порядке лимитов потребления электрической энергии (приложение N 1), в соответствии с категорией, определенной актом по разграничению балансовой принадлежности электросетей и ответственности за эксплуатацию электроустановок и сооружений между энергоснабжающей организацией и объектами абонента (приложение N 2).
В соответствии с п.п. 3.1.3, 3.1.4 договора абонент обязался организовать режим потребления электроэнергии в строгом соответствии с установленными лимитами согласно приложению N 1. При превышении установленных лимитов абонент обязан самостоятельно отключать электроустановки своих объектов и вызывать представителя энергоснабжающей организации для их опломбирования. Кроме того, абонент обязался заключать дополнительное соглашение к договору энергоснабжения на поставку электроэнергии сверх утвержденных лимитов бюджетного финансирования с указанием источника дохода на оплату энергии.
Согласно п. 3.1.7 договора абонент обязался вести ежесуточный (по требованию энергоснабжающей организации) учет потребляемой электроэнергии и передавать в энергоснабжающую организацию ежемесячно показания с разбивкой по объектам КЭУ ДВО, включая показания приборов учета субабонентов.
В соответствии с п. 5.1 договора расчеты за пользование электроэнергией осуществляются на основании выписываемого энергоснабжающей организацией счета-фактуры на сумму потребленной электроэнергии раздельно по каждому объекту абонента и счета-фактуры на общую сумму фактически потребленной абонентом электроэнергии с учетом изменения тарифов и других условий, указанных в договоре.
Дополнительными соглашениями от 09.02.2001 N 1, от 23.04.2001 N 2-22/669, от 22.02.2002 N 4-22/100, от 19.11.2002 N 5, 13.01.2003 N 6, от 01.03.2004 б/н стороны согласовали объемы утвержденных лимитов потребления электроэнергии.
Поскольку оплата за потребленную электроэнергию произведена ответчиком в спорный период не в полном объеме, ОАО "Амурэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона и иных правовых актов.
Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
Судом установлено, что в период с 01.01.2002 по 31.03.2004 ОАО "Амурэнерго" через присоединенные электрические сети производило отпуск электроэнергии на объекты ответчика на основании договора энергоснабжения от 09.02.2001 N 22/240. Учет потребленной электроэнергии осуществлялся на основании приборов, установленных на границе разграничения балансовой принадлежности сетей. Электроэнергия использовалась как для нужд объектов - квартирно-эксшгуатационных частей КЭУ ДВО, так и для жилых домов, являющихся федеральной собственностью, и находящихся на балансе Министерства обороны РФ. При этом раздельный учет потребления электроэнергии объектами КЭЧ и жилым фондом не производился, несмотря на обязанность абонента по установке приборов внутреннего учета и ведения раздельного учета потребленной электроэнергии с учетом различных групп потребителей.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что общее количество электроэнергии, поставленной истцом в спорный период в размере 319433545 квт/ч оплачено ответчиком не в полном объеме. При этом общее количество электроэнергии, потребленной КЭЧ Министерства обороны РФ, ответчиком не оспаривалось. В связи с этим судом сделан правильный вывод о наличии оснований для взыскания задолженности за потребленную ответчиком электроэнергию в соответствии со ст.ст. 539, 544 ГК РФ.
Доводы заявителя жалобы о несогласии с принятыми судебными актами в части взыскания задолженности потребителей внебюджетной сферы, а также о необходимости исключения из суммы задолженности стоимости электроэнергии, потребленной жилым фондом КЭЧ, являются необоснованными, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о заключении договора энергоснабжения только в отношении конкретных объектов КЭЧ Министерства обороны РФ. Кроме того, ответчиком не представлены доказательства, позволяющие установить в спорный период объем энергопотребления объектами КЭЧ и выделить энергопотребление населения жилого фонда КЭЧ, а также определить стоимость потребленной субабонентами электроэнергии при отсутствии раздельного учета потребления энергии.
С учетом изложенного оснований для отмены решение от 04.06.2004, постановления от 05.10.2004 и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление от 05.10.2004 по делу N А73-11290/2003-25/51 АИ-1/836/04-47 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 февраля 2005 г. N Ф03-А73/04-1/4422
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании