Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 2 февраля 2005 г. N Ф03-А04/04-1/4389
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ на решение от 06.10.2004 по делу N А04-6204/04-17/201 Арбитражного суда Амурской области, по иску муниципального унитарного предприятия "Служба заказчика ЖКХ" Белогорского района к Отделу образования администрации Белогорского района Амурской области о взыскании 987106,54 рублей.
Резолютивная часть постановления объявлена 25.01.2005. Полный текст постановления изготовлен 02.02.2005.
Муниципальное унитарное предприятие "Служба заказчика ЖКХ" Белогорского района обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Отделу образования администрации Белогорского района о взыскании 987106,54 руб. убытков, понесенных в результате предоставления в 2003 и 2004 годах льгот по оплате коммунальных услуг педагогическим работникам, предусмотренных Законом РФ "Об образовании".
Определением суда от 06.09.2004 для участия в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне ответчика привлечены Финансовое управление администрации Белогорского района, Финансовый департамент Администрации Амурской области, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области.
До принятия решения по делу суд, в порядке ст. 47 АПК РФ, по ходатайству истца произвел замену ненадлежащего ответчика на надлежащего - Отдел образования администрации Белогорского района на Министерство финансов РФ и привлек первого к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.
Решением суда от 06.10.2004 исковые требования удовлетворены, в пользу истца взыскано 987106,54 руб. с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации.
Законность судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе Минфина РФ в лице УФК по Амурской области, который просит решение суда отменить и в иске к нему отказать.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о нарушении судом норм процессуального права, выразившемся в самостоятельном изменении им основания иска.
Считает, что суд неправомерно взыскал с Минфина РФ убытки истца, поскольку признаки для возмещения ответственности, предусмотренные нормами ст. 1069 Гражданского кодекса РФ, отсутствуют.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание кассационной инстанции не явились.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец во исполнение договоров от 01.06.2003 и 01.01.2004, заключенных с Отделом образования администрации Амурской области, и на основании ст. 55 ФЗ "Об образовании" предоставил в 2003-2004 гг. льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг работникам общеобразовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа.
В связи с тем, что понесенные предприятием затраты по предоставлению льгот не возмещены ему в полном объеме, истец обратился с настоящим иском о взыскании 987106,54 руб.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление услуг по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных ФЗ "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", Приказу Минфина РФ от 25.07.2003, реализация законов в части предоставления льгот осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующей компенсацией соответствующих затрат из федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным бюджетом на соответствующий год.
В 2003 году в доход бюджета Амурской области из Фонда компенсаций федерального бюджета на компенсацию расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг поступило 37774,1 тыс. рублей, что соответствует размеру средств, запланированных на указанные цели законом о федеральном бюджете на соответствующий год. В 2004 году на рассматриваемые цели из федерального бюджета поступило 5797,6 тыс. руб.
Как установлено судом, средства распределены муниципальным образованиям в полном объеме, в том числе, г. Белогорскому району в размере 1039,9 тыс. руб. и 220 тыс. руб. соответственно в 2003 и 2004 годах, вместе с тем не обеспечили фактическую потребность в финансировании муниципального образования на реализацию федерального законодательства в части предоставления гражданам льгот.
В соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ, ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" от 25.09.1997 N 126-ФЗ при наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями Российской Федерации и отдельными государственными полномочиями субъектов РФ материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий, передаются им одновременно с принятием этих решений. При этом органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми средствами.
Согласно нормам ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 11-ФЗ (действующего до 07.07.2003), раздел полномочий РФ и субъекта РФ в области социальной защиты определяется по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее законодательное решение.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 следует читать как "N 119-ФЗ"
Указанные положения содержатся в главе VI.1 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ в редакции от 04.07.2003.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду глава IV.1 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ
Исходя из положений названных правовых актов, а также норм ст. 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ, Арбитражный суд Амурской области правомерно указал, что финансирование расходов на реализацию переданных субъекту полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться путем передачи в бюджет субъекта федерации из федерального бюджета средств в виде субвенций и субсидий.
Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили в полном объеме исполнение федеральных законов в части предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, суд правомерно удовлетворил требования истца о взыскании 987106,54 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.
Некомпенсированные из бюджетов различного уровня расходы, которые несут предприятия, предоставляя за счет собственных средств установленные законодательными актами льготы, составляют его убытки (ч. 2 ст. 15 ГК РФ), которые, будучи причиненными противоправным бездействием государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет, соответственно, казны Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования (статьи 16, 1069 Кодекса). В связи с чем доводы заявителя кассационной жалобы о том, что суд неверно квалифицировал спорные правоотношения, как взыскание убытков, подлежат отклонению.
Судом кассационной инстанции также признается неосновательным довод Минфина РФ о нарушении судом норм процессуального права.
Истцом, действительно, первоначально заявлены исковые требования о взыскании расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, на основании ст. 309 Гражданского кодекса РФ к Отделу образования администрации Белогорского района Амурской области, который в соответствии с договорами от 01.06.2003 и 01.01.2004 обязывался возмещать их за счет средств районного бюджета.
До принятия решения судом по ходатайству истца произведена замена ответчика и таковым признано Министерство финансов РФ.
Указанные процессуальные действия суда произведены в соответствии с нормами ст. 47 АПК РФ.
В отношении нового ответчика, с которым истец не состоял в договорных отношениях, спор разрешен в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ и нормами законодательных актов, предусматривающих ответственность государственных органов по исполнению принятых законов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 06.10.2004 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-6204/04-17/201 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 февраля 2005 г. N Ф03-А04/04-1/4389
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании