Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 28 февраля 2005 г. N Ф03-А51/04-2/4484
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя ООО "СШ" - Сыпало Л.Л., представитель по доверенности от 21.02.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Владивостока на решение от 03.09.2004 по делу N А51-8635/04 10-331 Арбитражного суда Приморского края по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "СШ" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Владивостока о признании недействительным решения от 08.06.2004 в части.
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2005 года.
Общество с ограниченной ответственностью "СШ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Владивостока (далее - Инспекция; налоговый орган) от 08.06.2004 N 78/1 частично, с учетом уточнения своих требований, в части доначисления: единого социального налога (далее - ЕСН) в сумме 734487 руб., пени по этому налогу - 193625,75 руб. и штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ - 146897,4 руб.; налога на доходы физических лиц - 268187 руб., пени в сумме 83653 руб. и штрафа по статье 123 Налогового кодекса РФ в сумме 53637,4 руб.; штрафа по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ за непредставление сведений по 44 физическим лицам, с которых невозможно удержать налог на доходы физических лиц - 2200 руб.
От требований о признании недействительным решения в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ в сумме 50 руб. заявитель отказался и отказ был принят судом, как не нарушающий права и законные интересы третьих лиц и не противоречащий закону. Производство по делу в данной части прекращено на основании подпункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В остальном заявление удовлетворено судом частично.
Суд признал оспариваемое решение Инспекции недействительным в части доначисления ЕСН за 2002 год в сумме 734487 руб.; пени - 193625,75 руб. и штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в сумме 146897,4 руб. за неуплату данного налога, а также - налога на доходы физических лиц за 2002 год - 268187 руб., пени - 81954,14 руб. и штрафа по статье 123 Налогового кодекса РФ - 53637,4 руб., как не соответствующее Налоговому кодексу РФ.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, налоговый орган подал кассационную жалобу, в которой просит его отменить, и не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований ООО "СШ". В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на неправильное применение судом норм материального права, в частности статей 210, 217, 238 Налогового кодекса РФ. По мнению Инспекции, суммы иностранной валюты, выплаченные в рублевом эквиваленте членам экипажей судов заграничного плавания, установленные Распоряжением Правительства РФ от 01.06.1994 N 819-р, нельзя рассматривать как компенсационные выплаты, не подлежащие налогообложению налогом на доходы физических лиц и ЕСН, поскольку эти выплаты являются составной частью заработной платы.
Налоговый орган надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако его представитель в судебное заседание кассационной инстанции не явился.
ООО "СШ" отзыв не представило, но его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонил и просил оставить решение суда без изменения, как законное и обоснованное.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка деятельности ООО "СШ" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов за период с 01.01.2002 по 31.12.2003, по результатам которой составлен акт от 12.05.2004 N 78. 08.06.2004 на основании акта проверки, и, с учетом представленных налогоплательщиком разногласий, принято решение N 78/1 о привлечении Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в сумме 146897,4 руб. за неуплату ЕСН; по статье 123 Налогового кодекса РФ за неправомерное неперечисление налога на доходы физических лиц в 2002 году - 53637,4 руб.; по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа 50 руб. и 2200 руб. По этому же решению доначислены ЕСН в сумме 734487 руб. и неудержанный налог на доходы физических лиц, подлежащий удержанию и перечислению налоговым агентом в сумме 268187 руб., а также пени на общую сумму 277278,75 руб.
Основанием для доначисления ЕСН и налога на доходы физических лиц, соответствующих пеней и привлечения к налоговой ответственности, как следует из акта налоговой проверки и решения, явилось нарушение норм налогового законодательства, а именно: статьи 217, пункта 1 статьи 237 и пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ, поскольку Обществом не включались в налогооблагаемую базу по названным выше налогам суммы в иностранной валюте, выплаченные в рублевом эквиваленте взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания в 2002 году.
В соответствии со статьями 209-210 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц признается доход налогоплательщика, полученный им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которым у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 названного Кодекса. Пункт 1 статьи 217 Налогового кодекса РФ устанавливает, что не подлежат налогообложению доходы физического лица в виде компенсации, выплачиваемой в соответствии с действующим законодательством.
Выплата иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания российских судоходных компаний осуществляется согласно Распоряжению Правительства РФ от 01.06.1994 N 819-р. Распоряжением Правительства РФ от 03.11.1994 N 1741-р действие названного выше Распоряжения N 819-р распространено и на членов экипажей судов заграничного плавания флота рыбной промышленности.
Выводы суда о том, что указанные выплаты по своей правовой природе относятся к компенсационным выплатам, которые на основании статьи 217 Налогового кодекса РФ освобождаются от налогообложения, соответствуют установленным обстоятельствам дела и правовым нормам, их регулирующим.
Отклоняя доводы налогового органа, суд обоснованно исходил из того, что в силу статьи 165 Трудового кодекса РФ, помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных данным Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации, в том числе в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами. При этом суд правомерно указал на то, что упомянутые выше распоряжения Правительства РФ были изданы до введения в действие второй части Налогового кодекса РФ и Трудового кодекса РФ, не отменены и не признаны в установленном законом порядке утратившими силу, то есть действуют и сохраняют силу нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти.
Выводы суда подтверждает и то, что в соответствии с пунктом 42 Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 10.07.1995 N 89 и согласованной с Министерством экономики, финансов и труда России, Центральным банком России, расходы, выплаченные взамен суточных, не относятся к фондам заработной платы и выплат социального характера.
В разделе 3 Инструкции о порядке выплаты иностранной валюты членам экипажей судов флота рыбной промышленности СССР, научным работникам и другим специалистам, выезжающим для работы на этих судах, расходования средств на другие рейсовые затраты, а также об учете средств в иностранной валюте на судах, находящихся в заграничном плавании и на ремонте за границей, утвержденной Приказом Минрыбхоза СССР от 23.10.1967 N 360, предусмотрено, что иностранная валюта, выплаченная членам экипажей судов, не учитывается при исчислении заработной платы (отпуск, временная нетрудоспособность, пенсия, алименты и т.д.), и отчисления на социальное страхование и другие виды начислений с указанных выплат не производятся.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается налоговым органом, что выплаты взамен суточных производятся членам экипажей судов наряду с заработной платой, получаемой в Обществе.
Таким образом, анализ указанных норм права свидетельствует о том, что выплаты взамен суточных относятся к компенсационным, связаны с особыми условиями труда в море и они освобождены от налогообложения в пределах норм, установленных Распоряжениями Правительства РФ от 01.06.1994 N 819-р и от 03.11.1994 N 1741-р, в соответствии со статьями 217, 237 Налогового кодекса РФ, поэтому у Инспекции отсутствовали правовые основания для привлечения Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 и статье 123 Налогового кодекса РФ, а также для доначисления налога на доходы физических лиц и ЕСН и соответствующих им пеней с названных сумм.
Остальные доводы Инспекции подлежат отклонению ввиду изложенного выше.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом и им правильно применены нормы материального и процессуального права, то принятый по делу судебный акт не подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 03.09.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-8635/04 10-331 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выводы суда подтверждает и то, что в соответствии с пунктом 42 Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 10.07.1995 N 89 и согласованной с Министерством экономики, финансов и труда России, Центральным банком России, расходы, выплаченные взамен суточных, не относятся к фондам заработной платы и выплат социального характера.
...
Материалами дела подтверждается и не оспаривается налоговым органом, что выплаты взамен суточных производятся членам экипажей судов наряду с заработной платой, получаемой в Обществе.
Таким образом, анализ указанных норм права свидетельствует о том, что выплаты взамен суточных относятся к компенсационным, связаны с особыми условиями труда в море и они освобождены от налогообложения в пределах норм, установленных Распоряжениями Правительства РФ от 01.06.1994 N 819-р и от 03.11.1994 N 1741-р, в соответствии со статьями 217, 237 Налогового кодекса РФ, поэтому у Инспекции отсутствовали правовые основания для привлечения Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 и статье 123 Налогового кодекса РФ, а также для доначисления налога на доходы физических лиц и ЕСН и соответствующих им пеней с названных сумм."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 февраля 2005 г. N Ф03-А51/04-2/4484
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании