Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Банщиковой С.Н., при секретаре судебного заседания Харитонове М.Е., с участием прокурора Каримовой О.А., представителя административного истца Шупруто С.В., представителя административного ответчика и заинтересованного лица Белобородовой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-573/2022 по административному иску ООО "Адель" к Думе Шелеховского муниципального района о признании недействующими п.п. 94, 95 приложения N 1 к решению Думы Шелеховского муниципального района N 41-рд от 25.11.2021, УСТАНОВИЛ:
в обоснование заявленных требований указано, что 25.11.2021 Думой Шелеховского муниципального района принято решение N41-рд "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Шелеховского района на 2022 год". Согласно п.п. 94, 95 приложения N1 к указанному решению на территории "адрес изъят" предусмотрено размещение торговых павильонов площадью 50 кв.м. и 250 кв.м. ООО "Адель" является собственником помещения с кадастровым номером Номер изъят, расположенного на первом этаже нежилого здания по адресу: "адрес изъят" Перед зданием расположен земельный участок, на котором осуществляется парковка автомашин. Расположение торговых павильонов предусмотрено решением Думы от 25.11.2021 на данном земельном участке. Считают, что решение о согласовании схемы расположения торговых павильонов на данном земельном участке противоречит генеральному плану г. Шелехова, Федеральному закону от 29.12.2017 N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", нарушает права собственника нежилого здания на использование объекта недвижимости по назначению. В случае расположения торговых павильонов на земельном участке будут нарушены права собственника нежилого здания, так как он не сможет эксплуатировать свое здание в соответствии с требованиями закона, не будет иметь возможности обеспечить защиту жизни и здоровья своим работникам и клиентам, которые будут парковаться возле торгового центра, в том числе, инвалидам, доступ которым в настоящее время обеспечен и гарантирован. Просят суд признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу п.п. 94, 95 приложения N 1 к решению Думы Шелеховского муниципального района от 25.11.2021 N41-рд "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Шелеховского района на 2022 год" в части размещения нестационарных торговых объектов площадью 50 кв.м. и 260 кв.м. на территории "адрес изъят".
В судебном заседании представитель административного истца Шупруто С.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в административном иске и письменных дополнительных пояснениях от 15.06.2022.
Представитель административного ответчика Думы Шелеховского муниципального района и заинтересованного лица администрации Шелеховского муниципального района Белобородова Т.В. возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, указанным в письменных возражениях, дополнительных возражениях.
Определением от 17.05.2022 для участия в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены мэр Шелеховского муниципального района и администрация Шелеховского городского поселения.
Мэр Шелеховского муниципального района Модин М.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен, о причинах неявки не сообщил, ранее представил отзыв на административный иск, в котором возражал против удовлетворения заявленных требований
Представитель администрации Шелеховского городского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен, о причинах неявки не сообщил, ранее представил письменное заявление, в котором возражал против удовлетворения заявленных требований.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Каримовой О.А, полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно ч.ч. 7, 8, 9 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 8 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 2 и 3 ч. 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Решением Думы Шелеховского муниципального района от 25.11.2021 N 41-рд утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Шелеховского района на 2022 год (далее по тексту - Схема) в составе текстовой части (приложение N 1) и графической части (приложение N 2).
В п. 94 и п. 95 приложения N 1 предусмотрено размещение нестационарных торговых объектов (далее по тексту - НТО) площадью 50 кв.м. и 260 кв.м. на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена по адресу: "адрес изъят"; в п. 94 и п. 95 приложения N 2 содержится указание на координаты поворотных точек в системе МСК-38 места расположения вышеуказанных НТО и графическое изображение расположения данных объектов на месте (снимок).
Из пояснений административного истца Шупруто С.В. в судебном заседании следует, что в административном иске ею допущена описка в части указания номера оспариваемого решения (N 41-ра вместо N 41-рд) и площади одного из НТО (250 кв.м. вместо 260 кв.м.).
Таким образом, исходя из предмета и оснований заявленных требований, пояснений административного истца в судебном заседании, суд приходит к выводу, что административным истцом фактически оспаривается текстовая часть Схемы - п. 94 и п. 95 приложения N 1 в части размещения НТО площадью 50 кв.м. и 260 кв.м, расположенных по адресу: "адрес изъят", утвержденная решением Думы Шелеховского муниципального района от 25.11.2021 N 41-рд.
При таких обстоятельствах, в силу ч. 7 ст. 213 КАС РФ, в остальной части оспариваемый нормативный правовой акт проверке не подлежит.
В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления, государственные гарантии его осуществления в Российской Федерации устанавливает и определяет Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
Согласно ст. 7 Закона N 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 15 Закона N 131-ФЗ создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания относится к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно ч. 1 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения НТО в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 10 Закона N 381-ФЗ размещение НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Приказом Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области от 20.01.2011 N 3-спр утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области Схемы размещения НТО (далее - Порядок).
Согласно п. 10, 16 Порядка Схема разрабатывается уполномоченным органом местного самоуправления по каждому городскому, сельскому поселению, входящему в его состав, в срок до 1 ноября года, предшествующего году начала срока действия Схемы.
Схема разрабатывается с учетом предложений органов местного самоуправления городских, сельских поселений, входящих в состав муниципального района.
Схема утверждается правовым актом органа местного самоуправления по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
В соответствии с пп. 2.10.2 п. 2 ст. 35 Устава Шелеховского района Администрация района ежегодно разрабатывает Схему размещения НТО и представляет ее на утверждение в Думу района.
В соответствии с пп. 32 п. 3 ст. 24 Устава Шелеховского района утверждение Схемы размещения НТО отнесено к компетенции Думы Шелеховского муниципального района.
В силу ст. 25 Устава Шелеховского района, правовые акты Думы Шелеховского муниципального района принимаются в форме решений.
Решения Думы принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Думы, если иное не установлено федеральным законом.
Решения подписывает председатель Думы и мэр района.
Решения Думы района вступают в силу со дня их подписания уполномоченным должностным лицом, если в самом решении не установлен иной порядок вступления в силу.
Официальным опубликованием правовых актов Думы района является их опубликование в газете "Шелеховский вестник".
Обнародованием правовых актов Думы района является их размещение в сетевом издании "Шелеховский вестник".
03.08.2021 администрация Шелеховского муниципального района направила в адрес главы муниципального образования "город Шелехов" письмо с просьбой направить в срок до 15.09.2021 предложения в виде текстового и графического вариантов для включения в Схему размещение НТО на территории Шелеховского района на 2022 год.
15.09.2021 администрацией Шелеховского городского поселения мэру Шелеховского муниципального района направлены предложения для включения в Схему размещения НТО на территории Шелеховского района на 2022 год в текстовом варианте с указанием, что графические материалы, содержащие адресные ориентиры координат поворотных точек места размещения НТО находятся в разработке, будут направлены дополнительно в срок до 01.10.2021.
Для включения в Схему размещения НТО на территории Шелеховского района на 2022 год администрацией Шелеховского городского поселения предложено, в том числе, размещение продовольственного павильона площадью 30 кв.м. по адресу: "адрес изъят" (п. 95).
28.10.2021 администрацией Шелеховского городского поселения мэру Шелеховского муниципального района в дополнение к ранее направленному письму от 15.09.2021 направлены предложения для включения в Схему размещения НТО на территории Шелеховского района на 2022 год согласно приложению; графические материалы, содержащие адресные ориентиры координат поворотных точек места размещения НТО направлены на электронную почту, в подтверждение чего суду представлен скриншот электронной почты.
Для включения в Схему размещения НТО на территории Шелеховского района на 2022 год администрацией Шелеховского городского поселения предложено, в том числе, размещение продовольственных, непродовольственных павильонов площадью 50 кв.м. и 260 кв.м. по адресу: "адрес изъят" (п. 93 и п.94).
Схема размещения НТО на территории Шелеховского района на 2022 год принята решением Думы Шелеховского муниципального района от 25.11.2021 N 41-рд.
Заседание Думы, на котором было принято указанное решение, в силу ст.ст. 22, 23, 25 Устава являлось правомочным, поскольку на нем присутствовало более 50% от числа избранных депутатов (присутствовало 13 депутатов из 19); решение принято большинством голосов (13 голосов), что подтверждается выпиской из протокола N 11 от 25.11.2021.
Решение Думы Шелеховского муниципального района от 25.11.2021 N 41-рд подписано председателем Думы Шелеховского муниципального района и мэром Шелеховского муниципального района.
Решение вступило в законную силу 01.01.2022 (п. 3 решения).
26.11.2021 решение официально опубликовано в газете "Шелеховский вестник" N 45/2 (7009) с указанием на то, что приложение N 2 к решению размещено на официальном сайте Администрации Шелеховского муниципального района (п. 4 решения).
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением процедуры его принятия, подписан уполномоченными должностными лицами, официально опубликован и вступил в законную силу.
Доводы представителя административного истца о том, что в нарушение п. 12 Порядка проект Схемы до ее утверждения не был согласован с компетентными органами, не принимается судом во внимание по следующим основаниям.
Так, в соответствии с п. 12 Порядка проект Схемы до ее утверждения согласовывается со следующими органами:
а) исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления муниципального образования Иркутской области:
уполномоченным в области регулирования потребительского рынка (при наличии такого органа);
уполномоченным в области градостроительной деятельности (при наличии такого органа);
уполномоченным в области использования и распоряжения земель (при наличии такого органа);
уполномоченным в области организации благоустройства (при наличии такого органа);
уполномоченным в области обеспечения благоприятной окружающей среды (при наличии такого органа);
уполномоченным в области организации дорожной деятельности и оказания транспортных услуг населению (при наличии такого органа);
б) исполнительными органами государственной власти Иркутской области:
службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области (в случаях включения в Схему объектов, расположенных в границах территорий объектов культурного наследия и в границах зон охраны объектов культурного наследия);
министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области (в случаях включения в Схему объектов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения);
в) федеральными органами исполнительной власти или органом исполнительной власти Иркутской области, осуществляющими полномочия собственника имущества (в случае включения в Схему объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или собственности субъекта Российской Федерации), а также Федеральным государственным бюджетным учреждением "Объединенная дирекция государственного природного заповедника "Байкало-Ленский" и Прибайкальского национального парка (в случае включения в Схему объектов, расположенных в границах особо охраняемой природной территории Прибайкальский национальный парк).
В соответствии со ст. 21 Устава Шелеховского муниципального района структуру органов местного самоуправления Шелеховского района составляют:
1) мэр Шелеховского муниципального района - глава муниципального района;
2) Дума Шелеховского муниципального района - представительный орган муниципального района;
3) администрация Шелеховского муниципального района - местная администрация (исполнительно-распорядительный орган Шелеховского района);
4) Контрольно-ревизионная палата Шелеховского района - контрольный орган Шелеховского района.
Таким образом, единственным исполнительно-распорядительным органом Шелеховского муниципального района является администрация Шелеховского муниципального района, в полномочие которой в соответствии с Уставом Шелеховского муниципального района входит разработка Схемы.
При указанных обстоятельствах требования по согласованию проекта Схемы с органами, указанными в пп. "а" п. 12 Порядка, не применяются.
Наделение Управления территориального развития обустройства администрации Шелеховского муниципального района правами юридического лица, равно как и наличие в администрации Шелеховского муниципального района структурных подразделений, не обладающих правами юридического лица, не изменяет структуру органов исполнительной власти Шелеховского муниципального района.
Оснований для согласования проекта Схемы с органами, указанными в пп. "б", "в" п. 12 Порядка, также не имеется, поскольку земельный участок, на котором планируется размещение НТО, не относится к категории земель поименованных в данных нормах.
Оснований, предусмотренных п.п. 4-7 Правил включения НТО, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения НТО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 N 772, для направления органом местного самоуправления в орган, осуществляющий полномочия собственника имущества, заявления о включении объектов в Схему не имеется, поскольку земельный участок, на котором планируется размещение НТО, относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем, в силу п. 2 ст. 3.3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введение в действие Земельного кодекса РФ", решения Думыг. Шелехова от 19.03.2015 N 10-рд, распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Шелеховского городского поселения, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории Шелеховского городского поселения, осуществляет администрация Шелеховского городского поселения, которая и внесла предложения для включения в Схему спорных НТО.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Место размещение спорных НТО определено Схемой на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена.
Данный земельный участок относится к землям общего пользования и эксплуатируется под парковку автомашин.
Указанный земельный участок граничит с земельным участком с кадастровым номером Номер изъят, расположенным по адресу: "адрес изъят", собственником которого в размере 171/1000 доли является ООО "Адель".
Разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером Номер изъят - для эксплуатации нежилого здания.
На земельном участке с кадастровым Номер изъят расположено нежилое здание ("адрес изъят"), собственником нежилого помещения площадью 1374, 9 кв.м. с кадастровым номером Номер изъят в указанном здании является ООО "Адель".
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что оспариваемое решение противоречит генеральному плану г. Шелехова, Федеральному закону от 29.12.2017 N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и нарушает права собственника нежилого здания на использование объекта по назначению, поскольку в случае размещение НТО на земельном участке, используемым под парковку автомашин, административный истец не сможет обеспечить безопасность работников и посетителей, ввиду нарушения санитарных, противопожарных, градостроительных норм и правил размещением данных НТО.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Закона N 381-ФЗ НТО - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
В соответствии с п. 10.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее - Гр РФ) некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
В соответствии с п. 38 ст. 1 Гр РФ некапитальные нестационарные строения и сооружения отнесены к элементам благоустройства.
Таким образом, НТО по своей юридической природе признаются законодателем не только объектом торговой деятельности, но и объектом градостроительной деятельности.
В соответствии с п. 36 ст. 1 Гр РФ благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
В соответствии со ст. 2 Закона N 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
В соответствии со ст. 18, 23 Гр РФ генеральный план поселения является одним из документов территориального планирования муниципального образования, который содержит положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
В соответствии с п. 20 ст. 1 Гр РФ объекты местного значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.
Из анализа указанных норм следует, что элементы благоустройства, в том числе НТО, не относятся к объектам местного значения, и, соответственно, не подлежат отражению в генеральных планах поселений; вопросы благоустройства территории муниципального образования, в том числе размещение НТО, регламентируются правилами благоустройства.
При указанных обстоятельствах включение спорных НТО в Схему не может противоречить генеральному плану г. Шелехова.
Кроме того, необходимо отметить, что в силу ч. 1 ст. 10 Закона N 381-ФЗ, ч. 1 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ, п. 4 Порядка Схема размещения НТО определяет только ориентировочные места расположения НТО на территории Шелеховского городского поселения, а непосредственно требования, предъявляемые к проектированию, размещению НТО, в силу п. 36 ст. 1 Гр РФ, ст. 2 Закона N 131-ФЗ, регламентируются правилами благоустройства территории муниципального образования, в данном случае Правилами благоустройства территории г. Шелехова и Правилами проектирования и размещения объектов благоустройства на территории г. Шелехова, утвержденными решением Думы г. Шелехова от 19.10.2017 N 38-рд.
Таким образом, требования правил благоустройства территории муниципального образования не применяются при решении вопроса о включении НТО в Схему.
При указанных обстоятельствах доводы представителя административного истца о том, что при утверждении Схемы административным ответчиком были нарушены требования п. 5.2.7 Правил благоустройства территории г. Шелехова (данный пункт фактически содержится в Правилах проектирования и размещения объектов благоустройства на территории г. Шелехова, утвержденных решением Думы г. Шелехова от 19.10.2017 N 38-рд), в части отсутствия листа согласования, являются необоснованными.
Довод представителя административного истца о том, что земельный участок, на котором планируется размещение спорных НТО находится в зоне с особыми условиями использования территории, является необоснованным.
Так, ст. 105 Земельного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень видов зон с особыми условиями использования территорий, ст. 106 Земельного кодекса РФ регламентирует порядок установления зон с особыми условиями использования территорий.
Доказательств, подтверждающих, что земельный участок, на котором планируется размещение спорных НТО, относится к одной из зон с особыми условиями использования территорий, равно как и доказательств, подтверждающих установление зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с требованиями закона, в материалы дела не представлено.
Судом установлено, что размещение спорных НТО предполагается на землях общего пользования.
В силу п. 2 ч. 4, ч. 7 ст. 36 Гр РФ на земельные участки общего пользования не распространяется действие градостроительных регламентов, использование таких земельных участков определяется федеральными органами власти, уполномоченными органами власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.
Определение места для спорных НТО в пределах земель общего пользования согласуется с требованиями ст. 7 Земельного кодекса РФ, Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 N П/0412, ст. 31 Правил землепользования и застройки Шелеховского городского поселения, утвержденных решением Думы г. Шелехова от 17.11.2011 N 55-рд.
При указанных обстоятельствах доводы представителя административного истца о том, что включением в Схему спорных НТО нарушены требования Правил землепользования и застройки Шелеховского городского поселения являются необоснованными.
Довод представителя административного истца о том, что при утверждении Схемы нарушены требования п. 27 Положения об отдельных вопросах размещения нестационарных торговых объектов на территории Шелеховского района, утвержденного постановлением Администрации Шелеховского муниципального района от 01.04.2019 N 227-па, не принимается судом во внимание, поскольку указанное Положение применяется при размещении НТО на землях, находящихся в собственности Шелеховского района и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территориях сельских поселений Шелеховского района, в то время как спорные НТО, включенные в Схему, предполагается разместить на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, расположенном на территории Шелеховского городского поселения.
Довод административного истца о том, что в связи с размещением НТО будут нарушены санитарные, противопожарные нормы и правила, требования в области обеспечения безопасности дорожного движения, не будет обеспечена возможность доступа в здание и в НТО маломобильных групп населения не принимается судом во внимание.
Вопрос о соблюдении требований санитарных, градостроительных, противопожарных и иных норм и правил является предметом проверки уполномоченных органов при непосредственном проектировании и размещении НТО, что предусмотрено Правилами проектирования и размещения объектов благоустройства на территории г. Шелехова, утвержденных решением Думы г. Шелехова от 19.10.2017 N 38-рд.
Однако судом установлено и не оспаривается сторонами, что спорные НТО в месте определенном Схемой, в настоящее время фактически не размещены.
Указание в приложении N 2 к Схеме координат поворотных точек места размещения спорных НТО является ориентировочным местом их расположения и не свидетельствует о необходимости закрепления данных точек на земельном участке, поскольку НТО не является объектом недвижимости.
Довод о том, что принадлежащее административному истцу нежилое помещение и земельный участок относятся к объектам дорожного сервиса, правового значения при решении вопроса о включении спорных НТО в Схему размещения НТО не имеют.
Кроме того, в соответствии с п. 13 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" объекты дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств), однако в соответствии со сведениями из ЕГРН принадлежащие административному истцу объекты недвижимого имущества таким статусом не обладают.
Расположение принадлежащих административному истцу объектов недвижимого имущества в близости от дорог федерального и местного значения само по себе не придает им статуса объектов дорожного сервиса.
Доводы представителя административного истца о том, что земельный участок, на котором планируется размещение спорных НТО, в нарушение требований ст. 11.3 Земельного кодекса РФ не сформирован в установленном законом порядке, не поставлен на государственный кадастровый учет, правового значения при рассмотрении настоящего дела не имеет, поскольку в силу пп. 6 п. 1 ст. 39.33 Земельного кодекса РФ размещения НТО на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Таким образом, давая оценку представленным доказательствам в совокупности и их взаимной связи, суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом положения п.п. 94, 95 приложения N 1 к решению Думы Шелеховского муниципального района N 41-рд от 25.11.2021, не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы ООО "Адель", в связи с чем в удовлетворении заявленных административных исковых требований следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований ООО "Адель" к Думе Шелеховского муниципального района о признании недействующими п.п. 94, 95 приложения N 1 к решению Думы Шелеховского муниципального района N 41-рд от 25.11.2021 в части размещения нестационарных торговых объектов площадью 50 кв.м. и 260 кв.м. на территории "адрес изъят" отказать.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представления в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 13.07.2022.
Судья С.Н. Банщикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.