Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 февраля 2005 г. N Ф03-А73/04-2/3745
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ЗАО "Р" - Полозов А.Г., представитель по доверенности N 1 от 01.09.2004, от: УМНС РФ по Хабаровскому краю - Пивкина С.А., старший госналогинспектор по доверенности б/н от 11.01.2005, ИМНС РФ по Индустриальному району г. Хабаровска - Гринкевич О.В., начальник юридического отдела по доверенности N 03/7 от 12.01.2005, Гончаров О.А., начальник отдела выездных налоговых проверок по доверенности N 03/9 от 12.01.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Хабаровскому краю и Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Индустриальному району г. Хабаровска на постановление от 23.09.2004 по делу N А73-5647/2004-14 (АИ-1/1108-04-5) Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению закрытого акционерного общества "Р" к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Хабаровскому краю, Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Индустриальному району г. Хабаровска о признании незаконными действий (бездействия) налоговых органов.
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2005 года.
Закрытое акционерное общество "Р" (далее - ЗАО "Р", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконными: действий Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Индустриальному району г. Хабаровска (далее - инспекция) по выдаче обществу разъяснений об условиях осуществления деятельности по реализации нефтепродуктов с 01.01.2003; действий Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Хабаровскому краю (далее - управление) по выдаче указаний инспекции об извещении налогоплательщиков, совершающих операции с нефтепродуктами, об условиях осуществления деятельности по реализации нефтепродуктов, предусматривающих получение свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами; бездействия управления по непринятию решения об аннулировании свидетельства серии 27 N 000338780 от 21.07.2003 о регистрации общества как лица, осуществляющего оптово-розничную реализацию нефтепродуктов, с момента его выдачи.
Решением суда от 26.07.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что обществом не доказано нарушение закона, а также прав и интересов ЗАО "Р" оспариваемыми действиями (бездействием) налоговых органов.
Постановлением апелляционной инстанции от 23.09.2004 решение суда от 26.07.2004 отменено. Признаны незаконными действия инспекции по выдаче обществу разъяснений, выраженных в письме от 19.12.2002 N 08-13/3360, и управления по отказу в аннулировании свидетельства серии 27 N 000338780 с момента его выдачи - 21.07.2003. В требовании о признании незаконными действий управления, выраженных в письме от 18.12.2002 N 19-23/1077/13820@, отказано.
Законность постановления апелляционной инстанции проверяется по кассационным жалобам управления и инспекции, которые выражают несогласие с принятым по делу судебным актом в части удовлетворения заявления общества и просят его отменить в обжалуемой части. По мнению заявителей жалоб, судом апелляционной инстанции при рассмотрении спора неправильно применены нормы материального права.
Управление считает, что отказ обществу в аннулировании свидетельства с момента его выдачи соответствует положениям налогового законодательства и, следовательно, не нарушает права и законные интересы ЗАО "Р".
В то же время инспекция в кассационной жалобе полагает, что письмо от 19.12.2002 N 08-13/3360 носит уведомительный характер и ставит в известность ЗАО "Р", как налогоплательщика, о том, в какой орган необходимо обратиться с заявлением о выдаче свидетельства о регистрации лица, осуществляющего оптово-розничную реализацию нефтепродуктов. Общество обратилось с заявлением и получило соответствующее свидетельство, которое в дальнейшем было аннулировано управлением по обращению ЗАО "Р" в установленном порядке.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, поддержаны представителями налоговых органов в заседании суда кассационной инстанции.
Общество отзыв на жалобы не представило, однако его представитель в судебном заседании отклонил доводы жалоб, просил их оставить без удовлетворения, а постановление апелляционной инстанции - в силе.
Рассмотрев дело в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" глава 22 "Акцизы" части второй Налогового кодекса РФ дополнена статьей 179.1, вступившей в действие с 01.01.2003, и в соответствии с которой организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, оптовую, оптово-розничную и розничную реализацию нефтепродуктов, выдаются свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Из содержания названной статьи следует, что свидетельство выдается только тем лицам, которые имеют в собственности мощности, необходимые для осуществления соответствующего вида деятельности.
Как указано в пункте 3 статьи 179.1 Налогового кодекса РФ, порядок выдачи свидетельства определяется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Такой порядок утвержден Приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 06.02.2003 N БГ-3-03/52.
Следовательно, в отдельных случаях появление объекта обложения акцизом при осуществлении операций с нефтепродуктами связано с наличием у налогоплательщика свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. При этом ни Налоговым кодексом РФ, ни Приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 06.02.2003 N БГ-3-03/52, ни иными нормативными актами не установлено обязанности налогоплательщика, осуществляющего операции с нефтепродуктами, получать указанное свидетельство.
Таким образом, с 01.01.2003 налогоплательщиками акциза по нефтепродуктам становятся не только производители, но и организации (индивидуальные предприниматели), осуществляющие операции с нефтепродуктами (оптовая, оптово-розничная или розничная реализация), имеющие свидетельство, которые после приобретения нефтепродуктов самостоятельно начисляют и уплачивают акциз в бюджет.
Управление письмом от 18.12.2002 N 19-23/1077/13820@ направило в адрес налоговых инспекций список организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших в 2001 году лицензии на деятельность с нефтепродуктами, а также рекомендовало обратиться к главам администраций с предложением о содействии в решении вопроса по предоставлению налогоплательщиками заявлений и соответствующих документов на получение свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
Из содержания данного письма усматривается, что оно носит служебно-организационный характер в деятельности налоговых органов, направлено на своевременное получение свидетельств о регистрации лица, осуществляющего операции с нефтепродуктами, реализацию прав налогоплательщиков в этой сфере и обеспечение поступления акцизов на территории Хабаровского края с 1 января 2003 года.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Р" осуществляет оптово-розничную торговлю нефтепродуктами. 25.12.2002 обществом получено письмо инспекции от 19.12.2002 N 08-13/3360, в котором налоговый орган сообщает, что в целях реализации Федерального закона N 110-ФЗ от 24.07.2002 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", в случае осуществления ЗАО "Р" с 01.01.2003 производства, оптовой, оптово-розничной и розничной реализации нефтепродуктов, ему необходимо обратиться в Управление МНС РФ по Хабаровскому краю с заявлением о выдаче свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
ЗАО "Р", осуществляя указанную в статье 179.1 Налогового кодекса РФ деятельность и имея необходимые мощности, вправе было получить свидетельство, которое было обществом реализовано путем подачи заявления 14.07.2003 в управление и, соответственно, получения 21.07.2003 свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
Однако 28.10.2003 общество обратилось с заявлением в управление об аннулировании свидетельства серии 27 N 000338780.
Налоговый орган после проверки заявления 13.11.2003 принял решение об аннулировании свидетельства с 28.10.2003, то есть со дня подачи заявления.
Вместе с тем, ЗАО "Р" 26.05.2004 вновь обратилось в управление с заявлением об аннулировании вышеназванного свидетельства, но с момента его выдачи - 21.07.2003. Управление письмом от 01.06.2004 N 17-31/541/6042 уведомило общество о том, что свидетельство серии 27 N 000338780 аннулировано решением от 13.11.2003 на основании заявления налогоплательщика от 28.10.2003.
Общество, не согласившись с действиями (бездействием) налоговых органов, оспорило их в судебном порядке.
Апелляционная инстанция, отменяя решение суда об отказе в удовлетворении заявленных требований, пришла к выводу о незаконности действий инспекции и управления, которые нарушили права и интересы общества.
Между тем, данный вывод суда апелляционной инстанции следует признать ошибочным, нарушающим нормы права, регулирующие спорные правоотношения.
Частью 2 статьи 29 и статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право граждан, организаций и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из оспариваемых обществом действий инспекции, выразившихся в направлении налогоплательщику письма от 19.12.2002 N 08-13/3360, усматривается, что это письмо носит уведомительный характер и разъясняет налогоплательщику о необходимости обращения с заявлением о выдаче свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, в определенный орган - управление.
Данные разъяснения налогового органа не противоречат требованиям статей 31 и 32 Налогового кодекса РФ. При этом они не нарушают каким-либо образом права и интересы общества как налогоплательщика.
Поэтому выводы суда первой инстанции в этой части следует признать обоснованными.
Также является правильным вывод суда об отказе в удовлетворении требований общества в части признания незаконными действий управления по выдаче указаний инспекции об извещении налогоплательщиков, совершающих операции с нефтепродуктами, о необходимости получения свидетельства о регистрации лица, совершающего указанные действия, по той причине, что обществом не представлены доказательства совершения таких действий со стороны управления.
Ссылка на письмо Управления от 18.12.2002 N 19-23/1077/13820@ признается несостоятельной, поскольку это письмо носит ведомственный, служебный характер, направлено в адрес нижестоящих налоговых органов и не может ущемлять права общества.
Пунктом 5 статьи 179.1 Налогового кодекса РФ и пунктом 22 Порядка выдачи свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, утвержденного Приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 06.02.2003 N БГ-3-03/52, установлен порядок аннулирования свидетельств. В соответствии с этим порядком налоговые органы аннулируют свидетельство в случаях представления организацией или индивидуальным предпринимателем соответствующего заявления, а также в иных, указанных в данном пункте, случаях. Согласно указанному порядку, если аннулирование свидетельства производится по заявлению организации или индивидуального предпринимателя, свидетельство считается аннулированным с даты, указанной в заявлении (но не ранее даты подачи заявления).
Из материалов дела видно, что свидетельство о регистрации лица, осуществляющего операции с нефтепродуктами, было аннулировано обществу с 28.10.2003, то есть с момента подачи ЗАО "Р" заявления об аннулировании свидетельства.
Аннулирование свидетельства с момента его выдачи налоговым законодательством не предусмотрено.
Следовательно, вывод суда апелляционной инстанции о незаконности действий (бездействия) Управления по непринятию решения об аннулировании свидетельства серии 27 N 000338780 с момента его выдачи - 21.07.2003, не соответствует нормам налогового законодательства.
При таких обстоятельствах постановление апелляционной инстанции принято с нарушением норм материального права и поэтому подлежит отмене с оставлением в силе решения суда от 26.07.2004.
Поскольку заявленные требования ЗАО "Р" удовлетворению не подлежат, то расходы по уплате госпошлины следует возложить на общество.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 110, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление апелляционной инстанции от 23.09.2004 по делу N А73-5647/2004-14 (АИ-1/1108-04-5) Арбитражного суда Хабаровского края отменить, оставить в силе решение от 26.07.2004 того же суда.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Р" расходы по уплате госпошлины в федеральный бюджет за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из оспариваемых обществом действий инспекции, выразившихся в направлении налогоплательщику письма от 19.12.2002 N 08-13/3360, усматривается, что это письмо носит уведомительный характер и разъясняет налогоплательщику о необходимости обращения с заявлением о выдаче свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, в определенный орган - управление.
Данные разъяснения налогового органа не противоречат требованиям статей 31 и 32 Налогового кодекса РФ. При этом они не нарушают каким-либо образом права и интересы общества как налогоплательщика.
...
Пунктом 5 статьи 179.1 Налогового кодекса РФ и пунктом 22 Порядка выдачи свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, утвержденного Приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 06.02.2003 N БГ-3-03/52, установлен порядок аннулирования свидетельств. В соответствии с этим порядком налоговые органы аннулируют свидетельство в случаях представления организацией или индивидуальным предпринимателем соответствующего заявления, а также в иных, указанных в данном пункте, случаях. Согласно указанному порядку, если аннулирование свидетельства производится по заявлению организации или индивидуального предпринимателя, свидетельство считается аннулированным с даты, указанной в заявлении (но не ранее даты подачи заявления)."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 февраля 2005 г. N Ф03-А73/04-2/3745
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании