Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 28 февраля 2005 г. N Ф03-А51/05-1/86
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 06.09.2004, постановление от 25.10.2004 по делу N А51-8798/04 7-223 Арбитражного суда Приморского края, по иску Муниципального унитарного предприятия г. Владивостока "Жилищные услуги" к Администрации МО г. Владивостока, Финансовому управлению администрации г. Владивостока, Администрации Приморского края, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю, третье лицо: Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Владивостока о взыскании 1410330,82 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2005 года.
Муниципальное унитарное предприятие г. Владивостока "Жилищные услуги" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации МО г. Владивостока, Финансовому управлению администрации г. Владивостока, Администрации Приморского края, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю о взыскании 1410330,82 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.11.2003 по 31.12.2003 и с 01.01.2003 по 31.03.2004 в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Владивостока.
До принятия решения истец уменьшил размер исковых требований до 582791,82 руб. в связи с тем, что платежным поручением N 228 от 18.06.2004 ему перечислена сумма 827540 руб. в счет компенсации предоставленных в январе-марте 2004 года льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Решением от 06.09.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.10.2004. исковые требования МУП "Жилищные услуги" удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, в иске к остальным ответчикам отказано.
При этом суды обеих инстанций исходили из того, что Министерство финансов РФ не обеспечило субъект Российской Федерации - Приморский край финансовыми средствами для реализации в полном объеме понесенных МУП "Жилищные услуги" и другими поставщиками коммунальных услуг расходов, связанных с реализацией льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", и в нарушение пункта 2 статьи 10 указанного закона не учло при формировании федеральных бюджетов на 2003 год отдельной строкой средства целевого назначения для взаиморасчетов с бюджетами субъектов Российской Федерации в части расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам.
Не согласившись с решением от 06.09.2004 и постановлением апелляционной инстанции от 25.10.2004, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применениям и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд неверно подошел к оценке нормативных актов, регулирующих правоотношения, связанные с распределением обязанностей по финансированию мероприятий, направленных на предоставление льгот ветеранам.
Указывает на то, что постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливно- и газоснабжающим организациям, управлению вневедомственной охраны Управления внутренних дел Приморского края расходов, который устанавливает, что финансирование данных расходов производится за счет средств краевого бюджета.
Полагает, что из федерального бюджета Приморскому краю выделено достаточно денежных средств на реализацию ФЗ "О ветеранах", что подтверждается Законом Приморского края от 21.01.2003 N 31-КЗ "О краевом бюджете на 2003 год".
Стороны, надлежаще извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых решения и постановления апелляционной инстанции, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, в период с 31.12.2003 и с 01.01.2003 МУП "Жилищные услуги" предоставляло льготы по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, имеющим право на получение их в соответствии с ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5.
Всего за указанный период истец предоставил льгот на сумму 582791,82 руб., что подтверждается имеющимися в деле документами и не оспаривается сторонами.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, суд правомерно руководствовался статьей 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающей возмещение расходов на реализацию указанных льгот за счет федерального бюджета.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации" и Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Судом установлено, что расходы на реализацию ФЗ "О ветеранах" в ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" от 24.12.2002 N 176 не предусматривались.
Согласно Приложению N 4 к Закону Приморского края N 31-КЗ от 21.01.2003 "О краевом бюджете на 2003 год" в бюджет МО г. Владивосток запланировано 96562 тыс. руб., фактически передано 88516 тыс. руб.
Доказательств нецелевого использования муниципальным образованием г. Владивосток данных денежных средств не имеется.
Таким образом, Приморский край как субъект федерации, несмотря на неисполнение федеральным бюджетом своих обязательств по компенсации расходов, понесенных краевым бюджетом при реализации ФЗ "О ветеранах", предусмотрел в составе расходов за счет собственных средств расходы на реализацию указанного Закона в пределах своих финансовых возможностей.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Часть 2 статьи 10 ФЗ "О ветеранах" устанавливает, что расходы государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и имеют целевое значение.
Правительством Российской Федерации в рассматриваемый период не определен порядок возмещения расходов, понесенных субъектами Федерации и муниципальными образованиями в связи с предоставлением льгот ветеранам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов РФ.
Таким образом, суд правомерно возложил ответственность за неисполнение ФЗ "О ветеранах" на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 ГК РФ.
Исходя из изложенного, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 06.09.2004, постановление апелляционной инстанции от 25.10.2004 по делу N А51-8798/2004 7-223 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Часть 2 статьи 10 ФЗ "О ветеранах" устанавливает, что расходы государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и имеют целевое значение.
...
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов РФ.
Таким образом, суд правомерно возложил ответственность за неисполнение ФЗ "О ветеранах" на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 ГК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 февраля 2005 г. N Ф03-А51/05-1/86
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании