Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 5 марта 2005 г. N Ф03-А51/05-1/288
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ на решение от 23.08.2004, постановление от 03.11.2004 по делу N А51-4382/04 7-124 Арбитражного суда Приморского края, по иску Открытого акционерного общества "Хасанкоммунэнерго" к Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю, 3-е лицо: Администрация МО Хасанский район о взыскании 2511856 руб. 09 коп.
Резолютивная часть постановления от 01 марта 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2005 года.
Открытое акционерное общество "Хасанкоммунэнерго" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю о взыскании 2145796 рублей 67 копеек (с учетом уточненных требований) убытков, возникших в связи с предоставлением в 2002, 2003 годах льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и ФЗ "О ветеранах".
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена администрация МО Хасанский район.
Решением суда от 23.08.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.11.2004, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны РФ в лице Минфина РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", не выделялись, а на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" выделялись в недостаточном объеме. В иске к остальным ответчикам отказано.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю.
По мнению заявителя, взыскание убытков с казны Российской Федерации неправомерно, так как истец не представил доказательства, что жилищный фонд, в котором проживают льготные категории граждан, относится к федеральной собственности.
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536, по его утверждению, предусмотрен порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ": расходование предоставленных субсидий осуществляется органами соцзащиты населения субъектов РФ, муниципальных образований, и другими получателями бюджетных средств на выплату денежных компенсаций инвалидам. Поэтому ответственность за несоблюдение установленного порядка возлагается на органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и других получателей бюджетных средств, осуществляющих расходование субсидий.
Также в обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на п. 2 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О ветеранах", постановление губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 "Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо и газоснабжающим организациям, управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранами льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах", где предусмотрено, что за счет средств бюджетов субъектов РФ возмещаются расходы на оплату жилья и коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ОАО "Хасанкоммунэнерго" в 2002, 2003 годах на основании договоров от 05.07.2001 и от 10.01.2002, заключенных с администрацией МО Хасанский район, в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов" предоставило гражданам, имеющим согласно названным законам право на 50% скидку, льготы по оплате электроэнергии и коммунальным услугам.
В связи с предоставлением указанных льгот истец не получил доход в сумме 2145796 рублей 67 копеек, не возмещенный государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов, что явилось основанием обращения с настоящим иском.
Статьей 10 ФЗ "О ветеранах" в редакции от 02.01.2000 N 40-ФЗ в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам, назван бюджет субъекта РФ, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом в порядке межбюджетных отношений и имеют целевое назначение.
При этом порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством РФ. Однако Правительством РФ не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта РФ на реализацию льгот по рассматриваемому Закону.
Право на получение скидки при оплате жилищно-коммунальных не ниже 50% услуг имеют инвалиды всех категорий и семьи, имеющие детей-инвалидов, согласно ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 N 181-ФЗ.
Источник финансирования данных льгот настоящий Закон не определил.
Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 (п. 16), изданным во исполнение указанного Закона, предусмотрено, что льготы возмещаются в порядке, установленном субъектом РФ и органами местного самоуправления.
Указанное Постановление также не называет источник финансирования этих льгот.
Вместе с тем Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
Исходя из ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 (действующим до 07.07.2003) финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии с п. 4 статьи 130, статей 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Как установлено судом, финансирование на реализацию ФЗ "О ветеранах" из федерального бюджета в бюджет Приморского края не производилось. Указанное подтверждается ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год".
Приложением 7 к Закону Приморского края от 26.11.2001 N 174-КЗ "О краевом бюджете на 2002 год" предусмотрена передача МО Хасанский район государственных полномочий Приморского края на реализацию ФЗ "О ветеранах" в сумме 2028 тыс. руб., а приложением 4 к Закону Приморского края от 21.01.2003 N 31-КЗ "О краевом бюджете на 2003 год" на реализацию данного закона предусмотрено 1910 тыс. руб. На основании сведений о перечислении финансовой помощи муниципальным образования края МО Хасанский район в 2003 году фактически перечислено 1725 тыс. руб.
Статьей 24 Закона Приморского края от 26.11.2001 N 174-КЗ "О краевом бюджете на 2002 год" предусмотрено распределение средств, поступающих из Фонда компенсаций, на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в сумме 160752 тыс. руб., в том числе МО Хасанский район - 782 тыс. руб.
В 2003 году на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" из Фонда компенсаций поступило 267349 тыс. руб., в том числе МО Хасанский район - 3758 тыс. руб., которые получены и распределены по целевому назначению на основании сведений об исполнении краевого бюджета за 2003 год.
Однако, денежных средств оказалось недостаточно для компенсации предоставленных льгот.
Доказательств нецелевого использования субъектом данных средств в деле не имеется.
Поскольку денежные средства из федерального бюджета на реализацию ФЗ "О ветеранах" целевым назначением в 2002, 2003 годах Приморскому краю не передавались, а органами государственной власти не обеспечено финансовыми средствами в полном объеме исполнение ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", судом правомерно возмещены истцу убытки за счет казны Российской Федерации.
Все доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде обеих инстанций и им дана надлежащая правовая оценка. Новых доводов, имеющих существенное значение для данного спора, в жалобе не приводится.
Поскольку решение и постановление суда приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, оснований для их отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 23.08.2004 и постановление от 03.11.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-4382/2004 7-124 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 марта 2005 г. N Ф03-А51/05-1/288
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании