Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 января 2005 г. N Ф03-А24/04-2/4072
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ООО "С" - Кошелев П.В., представитель по доверенности от 01.08.2004 N 574, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Камчатской области и Корякскому автономному округу на решение от 19.08.2004 по делу N А24-241/04-06 Арбитражного суда Камчатской области, по заявлению общества с ограниченной ответственностью компания "С" к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Камчатской области и Корякскому автономному округу о признании в части недействительным решения от 31.12.2003 N 06/13.
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 26 января 2005 года.
Общество с ограниченной ответственностью "С" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании недействительным в части решении Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Камчатской области и КАО (далее - инспекция по налогам и сборам) от 31.12.2003 N 06-13.
Решением суда от 19.08.2004 заявленные требования удовлетворены, доначисление оспариваемым решением налога на добавленную стоимость, налога с продаж, причитающихся пеней и штрафа по этому налогу суд признал несоответствующим нормам налогового законодательства, регулирующим порядок заявления налоговых вычетов в связи с налогообложением по НДС по налоговой ставке 0 процентов.
При обосновании выводов о неправомерном привлечении общества к налоговой ответственности за неуплату налога с продаж, доначисления данного налога и соразмерно ему пеней, суд указал на то, что в спорный период времени у общества отсутствовала обязанность по уплате налога с продаж, поскольку фактически Закон Камчатской области "О налоге с продаж в Камчатской области" от 26.02.1999 N 31 приведен в соответствие с федеральным законодательством Законом Камчатской области N 2 от 28.01.2002, вступившим в законную силу с 01.03.2002, и обязанность по уплате налога с продаж возникла у общества только с указанной даты.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, инспекция по налогам и сборам подала кассационную жалобу, в которой предлагает отменить решение суда, принять новое об отказе в удовлетворении требований общества. По мнению заявителя жалобы, выводы суда о неправомерном доначислении решением налогового органа и подлежащим уплате НДС в сумме 48089 руб. не основаны на нормах Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку налогоплательщик не представил надлежащих документов в обоснование права на получение налогового вычета в названной сумме.
Обосновывая свои доводы относительно ошибочного вывода судебной инстанции о неправомерном доначислении решением от 31.12.2003 налога с продаж, пени и привлечения общества к налоговой ответственности, заявитель жалобы полагает, что с введением в действие с 01.01.2002 главы 27 "Налог с продаж" части 2 Налогового кодекса РФ Закон субъекта Российской Федерации "О налоге с продаж в Камчатской области" продолжал действовать в части, не противоречащей федеральному закону, поэтому, по мнению налогового органа, общество обязано было уплачивать налог с продаж в период с 01.01.2002 по 28.02.2002. Следовательно, привлечение общества к налоговой ответственности и доначисление названного налога и соответствующей пени является правомерным.
Отзыв на жалобу не представлен, но в судебном заседании при ее рассмотрении представитель общества против удовлетворения жалобы возражал, просил оставить решение суда без изменения как принятое с правильным применением норм материального права.
Заявитель жалобы извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, но участия в заседании суда представитель инспекции по налогам и сборам не принимал.
Изучив доводы жалобы, заслушав пояснения представителя общества, проверив законность состоявшегося по делу судебного решения, суд кассационной инстанции не усматривает основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из установленных судом на основании имеющихся материалов дела обстоятельств, инспекцией по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка общества по вопросу соблюдения законодательства о налогах и сборах при исчислении и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость и налога с продаж за период с 01.01.2001 по 31.12.2002, в ходе которой выявлены нарушения, послужившие основанием для доначисления названных налогов, причитающихся пеней и привлечения к налоговой ответственности.
Нарушения по налогу с продаж, как посчитала инспекция по налогам и сборам, выразились в том, что общество при реализации за наличный расчет авиабилетов на российские межрегиональные авиалинии неправомерно применило дифференцированную налоговую ставке в размере 2% в отношении оборотов в сумме 8494764 руб. от указанных услуг, тогда как следовало применить налоговую ставку 5%, что привело к неполной уплате налога с продаж в сумме 237948 руб. К нарушению по исчислению и уплате этого налога инспекция по налогам и сборам отнесла и неуплату налога в сумме 287339 руб. по причине неисчисления налога с продаж с оборота в сумме 6034115 руб. по реализации за наличный расчет авиабилетов на внутриобластные регулярные авиалинии. В результате признана неуплаченной за январь-февраль 2002 года общая сумма налога с продаж 525287 руб.
В качестве налогового правонарушения, приведшего к неполной уплате налога на добавленную стоимость, в числе иных нарушений, установленных в ходе выездной налоговой проверки, инспекция по налогам и сборам вменила обществу неправомерное отнесение к налоговым вычетам за 2002 год сумму 48089 руб., в связи с чем данная сумма доначислена в составе общей суммы НДС согласно решению от 31.12.2003.
Названные нарушения зафиксированы в акте проверки от 22.10.2003 N 06-13/225, на основании которого решением от 31.12.2003 N 06-13 налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 105569 руб. за неполную уплату налога с продаж. Этим же решением доначислены названный налог в сумме 527846 руб., причитающиеся пени, а также в решении указано об отражении по целевому счету общества налога на добавленную стоимость в сумме 48089 руб.
При рассмотрении требований общества, оспорившего в части в судебном порядке вышеприведенное решение инспекции по налогам и сборам, арбитражный суд правильно установил юридически значимые обстоятельства дела и обосновал свои выводы нормами налогового законодательства, согласившись с обществом об отсутствии у налогового органа правовых оснований для признания налогоплательщика совершившим налоговые правонарушения.
Доводы жалобы как несостоятельные отклонены. Ссылаясь на налоговую декларацию за март 2002 года, в которой налоговый вычет по уплаченному НДС от реализации на внутреннем рынке значится в сумме 1701127 руб., заявитель жалобы не приводит опровержения иным доказательствам по делу. При этом полагает, что из этой суммы неправомерно заявлена в виде налогового вычета оспариваемая в кассационном порядке сумма НДС.
Оспаривая выводы суда относительно правомерности отнесения обществом к налоговым вычетам по НДС суммы 48089 руб., заявитель жалобы считает, что доказательства для признания этой суммы налоговым вычетом налогоплательщик не представил. Такие утверждения не соответствуют имеющимся в материалах дела документам, исследованным и оцененным судом, свидетельствующим о том, что налогоплательщик в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за март 2002 года отразил налоговый вычет 48089 руб. (л.д. 42-44), а в налоговой декларации по этому налогу за тот же период на внутреннем рынке НДС отражен в сумме 1653038 руб. (л.д. 45-47), о чем в названных декларациях имеются соответствующие отметки работника налогового органа, удостоверившего представление деклараций 22.04.2002 в инспекцию по налогам и сборам.
Какие-либо доводы о несоблюдении налогоплательщиком требований НК РФ, предписывающих порядок заявления налоговых вычетов, инспекция по налогам и сборам не приводила ни в ходе налоговой проверки, ни при рассмотрении требований общества в арбитражном суде.
Не принимается во внимание довод инспекции по налогам и сборам о том, что Закон Камчатской области от 26.02.1999 N 31 "О налоге с продаж в Камчатской области" продолжал действовать с 01.01.2002 в части, не противоречащей Федеральному закону от 27.11.2001 N 148-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 148).
При рассмотрении спора судом установлено, что налог с продаж введен на территории Камчатской области Законом N 31 от 26.02.1999 "О налоге с продаж в Камчатской области".
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации N 2-П от 30.01.2001 признаны не соответствующими Конституции положения части первой, второй, третьей и четвертой пункта 3 статьи 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", которыми определены плательщики налога, объект налогообложения. При этом Постановлением Конституционного Суда РФ установлено, что указанные положения должны быть приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации и утрачивают силу не позднее 01.01.2002. Следовательно, основанные на них положения Закона Камчатской области N 31 от 26.02.1999 подлежали применению только до 01.01.2002.
Федеральным законом N 148-ФЗ признан утратившим силу с 01.01.2002 пункт 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", часть вторая НК РФ дополнена главой 27 "Налог с продаж". Согласно статье 347 НК РФ налог с продаж устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов РФ. Такой закон принят Советом народных депутатов Камчатской области 28.01.2002 N 2 и вступил в силу 01.03.2002.
В силу статьи 1 названного Закона налог с продаж устанавливается и вводится в действие на территории Камчатской области этим Законом. При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии оснований для доначисления налога с продаж за январь-февраль 2002 года, пени и штрафа правомерен.
Довод налогового органа о том, что с 01.01.2002 утратили силу только положения Закона Камчатской области N 31 от 26.02.1999, касающиеся плательщиков налога с продаж, объекта налогообложения и налоговой базы, и в январе и феврале 2002 года налог с продаж подлежал исчислению и уплате в бюджет на основании пункта 3 статьи 354 НК РФ, так как установление указанных положений отнесено к компетенции федерального законодателя, неправомерен. Как видно из решения налогового органа, налог с продаж за январь-февраль 2002 года доначислен на основании статьи 353 НК РФ. При этом применена ставка 5 процентов. Между тем, в соответствии со статьей 347 НК РФ установление ставки налога, порядка и срока его уплаты относится к компетенции субъекта Российской Федерации, федеральное законодательство устанавливает только предельно допустимые налоговые ставки. Таким образом, оснований для доначисления налога по ставке 5 процентов за январь-февраль 2002 года у налогового органа не имелось. Такая ставка введена только с 01.03.2002 Законом Камчатской области N 2 от 28.01.2002, следовательно, фактически обществу налог с продаж за январь-февраль 2002 года доначислен на основании не вступившего в законную силу Закона Камчатской области N 2 от 28.01.2002. Это подтверждается и решением налогового органа, из которого следует, что общество привлечено к ответственности за нарушение Закона Камчатской области "О налоге с продаж" в редакции 28.01.2002 и статьи 353 НК РФ. Закон о налоге с продаж в редакции от 02.08.2001 налоговой инспекцией не применялся.
Более того, ссылка налоговой инспекции о том, что Закон Камчатской области N 31 от 26.02.1999 (в редакции от 02.08.2001) продолжал действовать в январе-феврале 2002 года, противоречит статье 347 НК РФ и статье 1 Закона Камчатской области о налоге с продаж от 28.01.2002 N 2.
Принимая во внимание изложенное, решение суда оставлено без изменения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 19.08.2004 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-241/04-06 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 января 2005 г. N Ф03-А24/04-2/4072
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании