Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 января 2005 г. N Ф03-А04/04-1/3583
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Ямбарышевой И.Ф. - Салуянов Е.А., представитель, доверенность б/н от 28.11.2003, от Тараньжина С.А. - Салуянов Е.А., представитель, доверенность б/н от 23.12.2003, от Пометневой В.И. - Салуянов Е.А., представитель, доверенность б/н от 23.12.2003, от ответчика: Калюжная М.В., ведущий специалист, доверенность от 08.12.2004 N 03-03/11716, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу П.В., Т.С., Я.И. на решение от 05.05.2004, постановление от 27.07.2004 по делу N А04-5754-5756, 5779/03-25/178-181 Арбитражного суда Амурской области, по иску Ж.В., П.В., Т.С., Я.И. к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Амурской области о признании незаконными решений.
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 18 января 2005 года.
Ж.В., П.В., Т.С. и Я.И. обратились в Арбитражный суд Амурской области с заявлениями о признании незаконными решений от 31.03.2003 инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Тында (в настоящее время - Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Амурской области, далее - МИМНС России N 10 по Амурской области, налоговая инспекция):
- N 307 о государственной регистрации юридического лица - акционерного общества открытого типа Акционерного жилищно-строительного общества треста ЦентроБАМстрой, зарегистрированного до 1 июля 2002 года, в связи с внесением сведений в единый государственный реестр юридических лиц;
- N 308 о внесении в государственный реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице - акционерном обществе открытого типа Акционерном жилищно-строительном обществе треста ЦентроБАМстрой, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы;
- N 309 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица - открытого акционерного общества "Строитель".
Определением от 31.12.2003 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Строитель" и акционерное общество открытого типа Акционерное жилищно-строительное общество треста ЦентроБАМстрой.
Определением от 21.01.2004 дела объединены в одно производство.
Решением от 05.05.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.07.2004, в удовлетворении требований П.В., Т.С., Я.И. отказано; в части требований Ж.В. производство по делу прекращено на основании ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
В кассационной жалобе П.В., Т.С., Я.И. просят отменить указанные судебные акты как принятые с нарушением норм материального права (ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон о госрегистрации). Кроме того, по мнению заявителей, судом сделан неправильный вывод о том, что оспариваемые решения регистрирующего органа не затрагивают их интересы.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель заявителей кассационной жалобы поддержал доводы жалобы, дав по ним пояснения. Представитель налоговой инспекции выразил несогласие с доводами кассационной жалобы, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
ПЖСК "Строитель", надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечил.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены, предусмотренных в ст. 288 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Акционерное жилищно-строительное общество коллектива треста "Центробамстрой" (далее - АЖСО ЦБС) зарегистрировано решением исполнительного комитета Тындинского городского Совета народных депутатов от 06.12.1989 N 303.
Впоследствии в связи с принятием Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25.12.1990 N 445-1 и разработанного на его основе Положения о порядке ведения государственного реестра предприятий (утверждено Госналогслужбой Российской Федерации 12.04.1993 N ЮУ-4/12/65Н) 24.11.1995 АЖСО ЦБС было включено в Государственный реестр предприятий, что подтверждается Картой постановки на налоговый учет и включения в Государственный реестр предприятий. При этом в п. 4.2 этой Карты был указан код организационно-правовой формы - 47, что соответствует акционерному обществу открытого типа.
В соответствии с ч. 3 ст. 26 Закона о госрегистрации уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а"-"д", "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Закона.
Во исполнение названного Закона председателем правления общества Чадаевым В.Ю. в налоговую инспекцию представлено сообщение по форме N Р17001 (вх. 3189 от 27.03.2003), в котором в качестве организационно-правовой формы юридического лица указано акционерное общество открытого типа. На основании этого сообщения налоговой инспекцией принято решение от 31.03.2003 N 307 о государственной регистрации юридического лица, зарегистрированного до 01.07.2002 года, и сведения о нем внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) за N 1032800210190.
В связи с регистрацией указанного юридического лица налоговым органом одновременно было принято решение от 31.03.2003 N 308 о регистрации изменений, касающихся сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
Также в налоговую инспекцию было представлено заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме N Р13001 (вх. 3312 от 28.03.2003), а именно: об изменении размера уставного капитала (до 712400 руб.), наименования (ОАО "Строитель"), места нахождения юридического лица. Решением налоговой инспекции от 31.03.2003 N 309 данные изменения были зарегистрированы.
Полагая, что указанные решения были приняты с нарушением действующего законодательства, а именно: без представления всех необходимых учредительных документов, заявители обжаловали их в судебном порядке. Кроме того, по мнению заявителей, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для регистрации АЖСО ЦБС в качестве акционерного общества открытого типа.
В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения о признании ненормативного акта недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Отказывая в удовлетворении заявлений о признании недействительными решений налоговой инспекции, арбитражный суд исходил из следующего.
В соответствии со ст. 23 Закона о госрегистрации (в редакции от 23.12.2003 N 185-ФЗ) отказ в государственной регистрации допускается в случае:
а) непредставления определенных настоящим Законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
В данном случае, как установил суд, решение от 31.03.2004 N 307 о государственной регистрации юридического лица - акционерного общества открытого типа Акционерного жилищно-строительного общества треста ЦентроБАМстрой, зарегистрированного до 1 июля 2002 года, в связи с внесением сведений в единый государственный реестр юридических лиц было вынесено на основании представленных сведений по утвержденной форме. Представление в этом случае учредительного договора и решения о создании общества Законом о госрегистрации не предусмотрено.
Установлено также, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (решение N 309), заявителем в регистрирующий орган были представлены документы, указанные в п. 1 ст. 17 Закона о госрегистрации, а именно: заявление установленной формы, решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица, принятое на собрании акционеров АЖСО ЦБС 24.02.2003 (л.д. З, том 3), Устав общества, переименованного в ОАО "Строитель".
Поскольку документы, представленные для регистрации в налоговую инспекцию, соответствовали исчерпывающему перечню документов, предусмотренному Законом о госрегистрации, у налоговой инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации.
Кроме того, судом обеих инстанций сделан вывод о недоказанности заявителями нарушения их прав принятием оспариваемых ненормативных актов.
Выводы суда сделаны на основе всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела и переоценке, к чему фактически сводятся доводы кассационной жалобы, не подлежат.
Довод заявителя жалобы о том, что у налоговой инспекции не было оснований для регистрации АЖСО ЦБС в качестве акционерного общества открытого типа, поскольку в уставе не содержалось указания на организационно-правовую форму юридического лица, а коды статистики, содержащиеся в Карте постановки на налоговый учет и включения в Государственный реестр предприятий, свидетельствующие о том, что предприятие является именно акционерным обществом открытого типа, проставлены самой налоговой инспекцией, не принимается во внимание кассационной инстанции.
На основании Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25.12.1990 N 445-1 и разработанного на его основе Положения о порядке ведения государственного реестра предприятий (утверждено Госналогслужбой Российской Федерации 12.04.1993 N ЮУ-4/12/65Н) сведения о всех созданных, реорганизованных и ликвидированных предприятиях, подлежали внесению в Государственный реестр предприятий.
В соответствии с п. 6 названного Положения сведения о предприятии представляют собой основные характеристики предприятия, составленные на основании его учредительных документов, сведений о его государственной регистрации, а также его квалификационных признаков, сформированных в соответствии с общесоюзными классификаторами технико-экономической информации до введения соответствующих общероссийских классификаторов.
АЖСО ЦБС включено в Государственный реестр предприятий 24.11.1995, что подтверждается Картой постановки на налоговый учет и включения в Государственный реестр предприятий. При этом в данный реестр оно внесено как акционерное общество открытого типа. Кроме того, указанная Карта содержит и сведения об уставном капитале и количестве учредителей (л.д. 90, т. 1). Согласно п. 9 Положения о порядке ведения государственного реестра предприятий, данная карта представляется в налоговый орган ответственным должностным лицом предприятия. При этом достоверность сведений, содержащихся в Карте подтверждается руководителем предприятия и главным бухгалтером. В данном случае Карта подписана руководителем предприятия Голубевой Г.А. и главным бухгалтером Бухваловой Н.Ф.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 05.05.2004, постановление от 27.07.2004 по делу N А04-5754-5756, 5779/03-25/178-181 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 января 2005 г. N Ф03-А04/04-1/3583
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании