Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 22 февраля 2005 г. N Ф03-А04/04-1/4581
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Амурской области на решение от 20.09.2004 по делу N А04-2657/04-6/106 Арбитражного суда Амурской области, по иску открытого акционерного общества "Амурэнерго" в лице филиала "Амурэнергосбыт" к Администрации г. Шимановска, Финансовому управлению администрации г. Шимановска, Министерству финансов РФ, Финансовому департаменту администрации Амурской области о взыскании 69850,60 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2005 года.
Открытое акционерное общество "Амурэнерго" в лице филиала "Амурэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Администрации г. Шимановска, Финансовому управлению администрации г. Шимановска, Министерству финансов РФ, Финансовому департаменту администрации Амурской области о взыскании 69850,60 руб., составляющих убытки от предоставления льгот отдельным категориям граждан по оплате электрической энергии за 2002, 2003 годы в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181.
Решением от 20.09.2004 исковые требования ОАО "Амурэнерго" удовлетворены в полном объеме за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренным ФЗ "О социальной защите инвалидов", выделялись не в полном объеме.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу решением от 20.09.2004, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит его отменить как принятое с неправильным применением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела.
Полагает, что социальная защита инвалидов не является вопросом исключительных полномочий Российской Федерации, для реализации которых органами исполнительной власти субъекта РФ ежегодно необходимо предусматривать средства в федеральном бюджете.
Указывает на то, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" обязанность по возмещению затрат на предоставление льгот по жилищному фонду, находящемуся в собственности субъекта, и по муниципальному жилищному фонду возложена на субъект Российской Федерации.
Также заявитель жалобы указывает на недоказанность наличия условий, при которых согласно статье 1069 ГК РФ могут быть удовлетворены требования о возмещении убытков.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, 01.03.2001 и 14.03.2004 между ОАО "Амурэнерго" и администрацией г. Шимановска заключены два договора о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате электрической энергии с 50% скидкой в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов".
Ввиду невозмещенния расходов на сумму 69850,60 руб. за период 2002-2003 годы ОАО "Амурэнерго" обратилось с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя исковое требование, суд исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства и правильно применил нормы права.
Так, согласно пункту 2 статьи 49 ФЗ "Об общих принципах и порядке организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154 органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов РФ.
Как установлено судом, в спорный период расходы по предоставлению льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", утверждены в ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" и переданы Амурской области в сумме 72342 тыс. руб. Законом Амурской области "Об областном бюджете на 2002 год" от 11.01.2002 N 64-ОЗ финансирование текущих расходов на исполнение ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по городам и районам области распределено 68682 тыс. руб., из них г. Шимановску - 1735 тыс. руб.
ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг выделено 110320 тыс. руб. Законом "Об областном бюджете на 2003 год" на реализацию льгот по жилищно-коммунальным услугам по городам и районам области распределено 110320 тыс. руб., из них г. Шимановску - 3533 тыс. руб.
При этом, согласно бюджетных заявок общая потребность области денежных средств на реализацию данного Закона составила 133327,7 тыс. руб. в 2002 году и 395343,7 тыс. руб. в 2003 году.
Поскольку объем переданных органами государственной власти Российской Федерации субвенций и дотаций не покрывает расходы на предоставление льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", поэтому арбитражный суд правомерно возместил понесенные истцом убытки за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 20.09.2004 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-2657/04-6/106 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 февраля 2005 г. N Ф03-А04/04-1/4581
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании