Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 22 февраля 2005 г. N Ф03-А04/04-1/4587
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Амурской области на решение от 20.09.2004 по делу N А04-2658/04-6/107 Арбитражного суда Амурской области, по иску открытого акционерного общества "Амурэнерго" к Администрации г. Шимановска, Финансовому управлению администрации г. Шимановска, Министерству финансов РФ, Финансовому департаменту администрации Амурской области о взыскании 60808,15 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2005 года.
Открытое акционерное общество "Амурэнерго" в лице филиала "Амурэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Администрации г. Шимановска, Финансовому отделу Администрации г. Шимановска, Финансовому департаменту Администрации Амурской области, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Амурской области о взыскании 60808,15 руб., составляющих убытки от предоставления льгот отдельной категории граждан за 2002 год в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ.
До принятия решения ОАО "Амурэнерго" уменьшило исковые требования до 60449,90 руб.
Решением суда от 20.09.2004 исковые требования ОАО "Амурэнерго" удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных ФЗ "О статусе военнослужащих" выделялись не в полном объеме.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу решением от 20.09.2004, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит его отменить как принятое с неправильным применением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя кассационной жалобы, взыскание убытков с казны Российской Федерации неправомерно, так как истец не представил доказательств, что жилищный фонд, в котором проживают льготные категории граждан, относится к федеральной собственности.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что государство выполнило свои обязательства по финансированию льгот военнослужащим, предоставленных в спорный период. Согласно ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" в доход Амурской области поступило 20095 тыс. руб. из Фонда компенсации субсидий и субвенций на реализацию федеральных законов, в том числе на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг связи военнослужащим, рассчитанных в соответствии с методикой распределения средств Фонда компенсаций на 2002 год.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, ОАО "Амурэнерго" в период с января по апрель, с мая по июнь 2002 года предоставило льготы по оплате электроэнергии военнослужащим на сумму 60449,90 руб.
В связи с наличием невозмещенных расходов по предоставленным льготам указанным категориям граждан в спорный период в указанном размере, ОАО "Амурэнерго" обратилось с настоящим иском в суд.
Согласно пункту 10 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг, производятся по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, за счет средств федерального бюджета, а по иному жилищному фонду - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, Закон устанавливает компенсацию субъектам РФ указанных расходов в порядке, определенном Правительством РФ.
Постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 и от 15.08.2001 N 584 предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Исходя из норм ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 119-ФЗ, финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот, установленных федеральным законом, должно осуществляться из федерального бюджета.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий.
Как установлено судом, из федерального бюджета в соответствии с ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" бюджету Амурской области выделено субсидий на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг связи военнослужащим, сотрудникам милиции, органов внутренних дел, налоговой полиции, должностным лицам таможенных органов в размере 20095 тыс. руб. Из бюджета Амурской области бюджету г. Шимановска на возмещение льгот указанным категориям граждан выделено 278 тыс. руб.
Судом также установлено, что указанные средства в размере 278 тыс. руб. не удовлетворили потребность города по рассматриваемым расходам, поскольку фактически предприятиями г. Шимановска было предъявлено счетов на сумму 491,5 тыс. руб.
Доказательств нецелевого использования переданных бюджетом области денежных г. Шимановску в материалах дела не имеется.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Амурскую область финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанных федеральных законов, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием бюджет г. Шимановска, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 60449,90 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, решение суда принято с соблюдением норм материального и процессуального права и отмене либо изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 20.09.2004 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-2658/04-6/107 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 февраля 2005 г. N Ф03-А04/04-1/4587
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании