Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 марта 2005 г. N Ф03-А37/04-2/4611
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области на решение от 15.09.2004 по делу N А37-1739/04-7/9 Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Я" к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области, третье лицо: Государственное учреждение Магаданской области "Администрация Особой экономической зоны" о признании недействительным требования N 367 от 22.03.2004.
Резолютивная часть постановления объявлена 2 марта 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 3 марта 2005 года.
Общества с ограниченной ответственностью "Я" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным требования N 367 от 22.03.2004 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган), согласно которому обществу предложено уплатить налоговую санкцию в размере 117973 руб. 80 коп. за неуплату суммы налога на добавленную стоимость за ноябрь 2003 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение Магаданской области "Администрация Особой экономической зоны" (далее - Администрация ОЭЗ).
Решением от 15.09.2004 арбитражный суд удовлетворил заявленное требование и признал недействительным обжалуемое требование налогового органа. Судебный акт мотивирован тем, что ООО "Ягодинская автобаза плюс", являясь участником Особой экономической зоны в Магаданской области, обоснованно пользовалась льготой по налогу на добавленную стоимость, предусмотренной Федеральным законом от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области". Кроме того, Арбитражным судом Магаданской области принято решение о признании недействительным решения налогового органа N ИС-07/419 от 22.03.2004, на основании которого и выставлено оспариваемое требование. Данное решение вступило в законную силу, в установленном законодательством порядке не отменено.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось. Не согласившись с принятым по делу судебным актом, инспекция по налогам и сборам подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить и указывает на неправильное применение судом норм налогового права, регулирующих спорные отношения. По мнению заявителя, с введением в действие с 01.01.2001 главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации утрачивает силу положение Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области" в части льгот по налогообложению по налоговому режиму Особой экономической зоны, поскольку данный Закон не отнесен к законодательству о налогах и сборах. Следовательно, общество обязано уплачивать названный налог на общих основаниях. Неуплата налога влечет взыскание штрафных санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
ООО "Я" отзыв на жалобу не представила.
Администрация ОЭЗ в отзыве на кассационную жалобу отклоняет требование налогового органа, считает принятое судом решение законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, участия в заседании суда кассационной инстанции не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы по нижеследующему.
Как установлено судом, инспекцией по налогам и сборам проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по НДС за ноябрь 2003 года, представленной обществом в налоговый орган. Результаты проверки отражены в акте N 10/1-к-12 дсп от 05.03.2004, на основании которого вынесено решение от 22.03.2004 N ИС-07/419 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ. Данным решением обществу предложено уплатить доначисленный НДС за указанный период времени и причитающиеся пени. В адрес налогоплательщика направлено требование N 367 от 22.03.2004 об уплате штрафа в добровольном порядке.
Не согласившись с данным требованием налогового органа, ООО "Ягодинская автобаза плюс" обжаловало его в судебном порядке.
Основанием для привлечения к налоговой ответственности явилось неправомерное, по мнению налогового органа, применение в 2003 году льготы по НДС, а именно: освобождение от уплаты этого налога в части, поступающей в федеральный бюджет, предусмотренной статьей 5 Федерального закона "Об особой экономической зоне в Магаданской области" (с изменениями и дополнениями; далее - Федеральный закон от 31.05.1999 N 104-ФЗ). При этом налоговый орган исходит из того, что с введением в действие с 01.01.2001 главы 21 Налогового кодекса РФ "Налог на добавленную стоимость", не предусматривающей такой льготы для участников Особой экономической зоны, последние утрачивают свое право на освобождение от уплаты спорного налога в федеральный бюджет.
Арбитражный суд, проверяя правомерность действий инспекции по налогам и сборам и удовлетворяя заявленное обществом требование, правильно установил обстоятельства дела и пришел к обоснованному выводу о несоответствии оспариваемого требования правовым нормам, регулирующим особый порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость с учетом предоставленной, согласно статье: Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ, льготы.
Как установлено судом, общество с ограниченной ответственной "Ягодинская автобаза плюс" является участником Особой экономической зоны в Магаданской области (далее - ОЭЗ), что не оспаривается лицами, участвующими в деле, подтверждается регистрационным свидетельством серии ОЭЗ N 001722.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ, участники ОЭЗ при осуществлении хозяйственной деятельности в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет. В период возникновения спорных правоотношений данная норма действовала с учетом внесенных в нее изменений, не затрагивающих эти правоотношения.
Не противоречит нормам налогового законодательства утверждение инспекции по налогам и сборам относительно того, что при введении в действие, со дня признания утратившим силу Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" статьи 18 Налогового кодекса Российской Федерации, будут урегулированы положения о специальных налоговых режимах, в том числе и особый порядок исчисления и уплаты налогов участниками экономических зон.
Между тем, заявителем жалобы не учтено следующее.
Аргументируя свои выводы, суд правильно указал на то, что введение в действие Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 01.01.2001 главы 21 "Налог на добавленную стоимость", регламентирующей порядок уплаты названного налога, не отменило установленный в законодательном порядке налоговый режим ОЭЗ, и, соответственно, право их участников на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет, определенное статьей 5 упомянутого ранее Федерального закона N 104-ФЗ.
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в силу части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации, с учетом правовой позиции, сформулированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.1999 N 182-О, ни один федеральный закон не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой.
В жалобе не опровергнуты выводы суда о том, что со дня введения в действие Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (с изменениями и дополнениями) в числе признанных утратившими силу нормативных актов, исчерпывающий перечень которых содержится в статье 2 этого Федерального закона, Федеральный закон от 31.05.1999 N 104-ФЗ не поименован.
Кроме того, исходя из буквального содержания подпункта 45 пункта 1 Приложения N 20 к Федеральному закону от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" продолжает сохранять действие льгота для участников ОЭЗ в Магаданской области в отношении налогов в части, поступающей в федеральный бюджет и в 2003 году. Указанная льгота сохранена и на 2004 год.
В указанном нормативном акте приостановлено действие Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" в части льгот по уплате акцизов и налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые из других стран на территорию Особой экономической зоны. Из материалов проверки (решения N ИС-07/419 от 22.03.2004) следует, что указанный в налоговой декларации НДС не исчислен только на основании льготы, предусмотренной для участников Особой экономической зоны.
Кроме того, арбитражный суд правомерно сослался на преюдициальное значение для настоящего спора обстоятельств дела, установленных решениями Арбитражного суда Магаданской области по делам N А37-2195/04-1 от 17.08.2004 и N А37-1391/04-7 от 27.05.2004, согласно которым решение налогового органа N ИС-07/419 от 22.03.2004 о привлечении ООО "Я" к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 117973 руб., требование налогового органа N 366 от 22.03.2004 об уплате доначисленного НДС и пени по указанному выше решению инспекции по налогам и сборам признаны недействительными.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что у ООО "Ягодинская автобаза плюс" отсутствовала обязанность по уплате в спорный период НДС в федеральный бюджет, а у налогового органа - право на привлечение к налоговой ответственности в связи с отсутствием состава налогового правонарушения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение Арбитражного суда Магаданской области по делу N А37-1739/04-7/9 от 15.09.2004 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 марта 2005 г. N Ф03-А37/04-2/4611
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании