Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 января 2005 г. N Ф03-А51/04-2/4007
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: закрытого акционерного общества "ВМ" - Березовская В.Ю., адвокат по доверенности от 01.06.2004 N 47, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Находке на решение от 06.05.2004 по делу N А51-8330/2003 20-231 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению закрытого акционерного общества "ВМ" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Находке о признании недействительным решения N 17/379 от 24.03.2003.
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 24 января 2005 года.
Закрытое акционерное общество "ВМ" (далее - ЗАО "ВМ", акционерное общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения N 17/379 от 24.03.2003 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Находке (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) в части отказа в подтверждении права на применение ставки 0% по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 4105266 руб., возмещении НДС в сумме 348680 руб., а также обязать инспекцию по налогам и сборам принять решение о подтверждении права на применение ставки 0% по НДС при реализации услуг, непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную границу Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим транзита в сумме 4105226 руб. и возмещении НДС в сумме 348680 руб. за июнь 2002 года.
Решением суда от 06.05.2004 заявленные требования удовлетворены частично: оспариваемое решение признано недействительным, на налоговый орган возложена обязанность возместить из бюджета НДС в сумме 348680 руб. В части обязания налогового органа принять решение, касающееся вопросов подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0% и возмещения НДС производство по делу прекращено.
Судебный акт в части прекращения производства по делу мотивирован тем, что к подведомственности арбитражный судов данное требование не отнесено. Удовлетворяя заявленные акционерным обществом требования, суд пришел к выводу о том, что представленный акционерным обществом пакет документов соответствует требованиям пункта 4 статьи 165 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) и подтверждает обоснованность применения налоговой ставки 0% за июнь 2002 года, поэтому у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа налогоплательщику в подтверждении его права на применение ставки НДС 0% и возмещении НДС из бюджета в сумме 348680 руб.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Законность принятого судебного акта проверяется по жалобе инспекции по налогам и сборам, которая просит его отменить, сославшись на нарушение судом норм материального права, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворенной части требований. По мнению заявителя кассационной жалобы, судом нарушены положения пункта 4 статьи 165 НК РФ, который устанавливает перечень документов, подлежащих представлению налогоплательщиком в налоговый орган для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки по НДС 0% и налоговых вычетов. Поскольку акционерным обществом представлены ДКД, в которых вместо отметки таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме "транзит", проставлены подпись и личная номерная печать должностного лица таможенного органа; представлены вместо таможенных деклараций накладные с отметками таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации; в представленных дорожных ведомостях отсутствуют отметки пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации, то у налогового органа отсутствовали правовые основания для подтверждения акционерному обществу права на применение ставки НДС 0% и возмещения из бюджета НДС в спорной сумме.
Извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, инспекция по налогам и сборам в заседании суда участия не принимала.
Акционерное общество в отзыве на кассационную жалобу, в заседании суда отклоняет требование налогового органа, считает принятое по делу решение законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на нее, заслушав мнение представителя ЗАО "ВМ", проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к удовлетворению кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ЗАО "ВМ" оказывает услуги, непосредственно связанные с осуществлением экспорта товаров за пределы Российской Федерации и транспортировке товаров через Российскую Федерацию в таможенном режиме транзита.
Акционерное общество представило в налоговый орган уточненную декларацию по НДС по ставке 0% за июнь 2002 года. Проведя камеральную проверку данной декларации, инспекция по налогам и сборам приняла решение N 17/379 от 24.03.3003, оспоренное акционерным обществом в судебном порядке в части неподтверждения права на применение ставки 0% по НДС при реализации услуг, непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим транзита, в сумме 4105226 руб. и отказе в возмещении НДС в сумме 348680 руб.
ЗАО "ВМ" является плательщиком НДС, его деятельность подпадает, в соответствии с подпунктом 2.3 пункта 1 статьи 164 НК РФ, под налогообложение по налоговой ставке 0% и при условии предоставления в налоговый орган предусмотренных пунктом 1 статьи 165 НК РФ документов, налогоплательщик имеет право на получение возмещения при налогообложении по нулевой ставке.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Слова "подпунктом 2.3 пункта 1 статьи 164 НК РФ" следует читать как "подпунктом 3 пункта 1 статьи 164 НК РФ"
Арбитражный суд, оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, обоснованно удовлетворил заявленные требования, признав оспариваемое решение недействительным, поскольку налогоплательщиком представлены документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0%. При этом суд исходил из того, что перечень документов, подлежащих представлению в налоговый орган, установлен пунктом 4 статьи 165 НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 1 статьи 165 НК РФ, для представления копий транспортных, товаросопроводительных, и (или) иных документов с отметками таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. Указанная норма права содержит оговорку о том, что налогоплательщик может представлять любой из перечисленных в подпункте 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ документов с учетом особенностей.
Из материалов дела следует, что на представленных ДКД имеются отметки таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме "транзит". На данных ДКД имеется подпись и номерная личная печать должностного лица таможенного органа отправления. В материалах дела имеется подтверждение выпускающей таможни факта вывоза спорных контейнеров. Из акта сверки также следует, что на представленных ДКД имеются штампы Находкинской таможни о вывозе товара за пределы Российской Федерации.
На спорные 61 контейнер представлены накладные с отметками таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме "транзит" и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы Российской Федерации.
Проверяя правомерность действий налогового органа, суд установил, что данные накладные используются в качестве таможенной декларации в соответствии с пунктом 3 Инструкции об особенностях оформления и таможенного контроля товаров, перевозимых в крупнотоннажных контейнерах железнодорожным транспортом через территорию Российской Федерации, утвержденной Приказом Государственного Таможенного Комитета РФ N 708 и Министерства путей сообщения Российской Федерации N 19 от 23.07.2001.
Крупнотоннажные контейнеры прошли транзитом из Финляндии по железной дороге.
Форма и порядок оформления железнодорожной накладной "сообщения СССР-Финляндия" установлены Дополнением к Соглашению о Советско-Финляндском прямом железнодорожном соглашении.
В силу пункта 8 данного Дополнения "Тариф на перевозку пассажиров, багажа, товаробагажа и грузов. Условия перевозок", накладная состоит из 5 листов, все имеют одинаковые стороны и единый номер. Согласно пункту 4 статьи 8 указанного тарифа все листы заполняются одновременно под копирку и несут одну и ту же информацию.
Таким образом, суд сделал правомерный вывод о том, что лист накладной "Дорожная ведомость" является транспортным документом и представленные в налоговый орган дубликаты накладных, содержащие все необходимые отметки для подтверждения применения ставки 0% по НДС, которые в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 165 НК РФ, могут выполнять функции как товаросопроводительного и товаротранспортного документа, так и функции таможенной декларации.
Выборгская таможня письмом от 12.01.2004 N 05-01/332 подтвердила факт таможенного оформления транзитных товаров.
Из акта сверки также следует, что на спорные 180 контейнеров представлены коносаменты, поручения, Карго листы, Карго манифесты, что соответствует требованиям налогового законодательства, в соответствии с которыми для подтверждения транзита возможно представление любых транспортных, товаросопроводительных документов.
Исходя из вышеизложенного, суд пришел к правомерному выводу о том, что в силу общего смысла статьи 165 НК РФ налогоплательщик подтверждает обоснованность применения налоговой ставки 0% при фактическом экспорте товаров (работ, услуг) определенным пакетом документов, сформированным с учетом особенностей составления таких документов при реализации товаров (работ, услуг) в режиме экспорта или транзита.
Таким образом, судом правомерно удовлетворены требования акционерного общества о признании недействительным решения налогового органа N 17/379 от 24.03.2003 в части отказа в подтверждении права на применение ставки 0% по НДС при реализации услуг, непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим транзита в сумме 4105226 руб. и возмещении НДС в сумме 348680 руб.
Является обоснованным и вывод суда о прекращении производства по делу в части требований ЗАО "ВМ" об обязании налогового органа принять решение о подтверждении его права на применение налоговой ставки 0%, так как к подведомственности арбитражных судов данное требование не относится. В данной части решение не обжалуется.
Исходя из вышеизложенного, по доводам кассационной жалобы, оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 06.05.2004 по делу N А51-8330/2003 20-231 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 января 2005 г. N Ф03-А51/04-2/4007
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании