Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 октября 2004 г. N Ф03-А59/04-1/2938
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: от Главного финуправления Сахалинской области - Такунова Г.И. - главный специалист по доверенности N 19-15/2юр от 05.01.2001, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного финансового управления Сахалинской области на решение от 05.04.2004, постановление от 11.06.2004 по делу N А59-2625/03-С23 Арбитражного суда Сахалинской области, по иску общества с ограниченной ответственностью "Родник" к Администрации муниципального образования "Поронайский район", Финансовому управлению администрации муниципального образования "Поронайский район", Главному финансовому управлению Сахалинской области, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 2218732,94 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 11.10.2004. Полный текст постановления изготовлен 18.10.2004.
Общество с ограниченной ответственностью "Родник" обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к Администрации муниципального образования Поронайский район и Финансовому управлению администрации муниципального образования о взыскании 2218732,94 руб. убытков, понесенных в связи с предоставлением истцом в период с января 2003 года по август 2003 года гражданам, имеющим на этом право, субсидий по оплате услуг водоснабжения.
Определением суда от 29.10.2003 для участия в деле в качестве соответчиков с согласия истца привлечены Главное финансовое управление Сахалинской области и Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства РФ по Сахалинской области.
До принятия судом решения истец в порядке ст. 46 АПК РФ неоднократно уточнял размер исковых требований в связи с частичным погашением муниципальным образованием задолженности и в итоге просил взыскать 188299,53 руб.
Решением суда от 05.04.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.06.2004, исковые требования удовлетворены путем взыскания истребуемой суммы с Главного финансового управления Сахалинской области за счет казны области.
При этом судебные инстанции исходили из того, что Главным финансовым управлением Сахалинской области не исполнена обязанность по передаче муниципальному образованию средств, предназначенных для возмещения расходов по предоставлению населению субсидий.
Не согласившись с принятыми по делу решением и постановлением, Главное финансовое управление Сахалинской области в своей кассационной жалобе просит их отменить как незаконные. В обоснование жалобы заявитель ссылается на принятие судом ненадлежащих доказательств в подтверждение размера понесенных истцом убытков. Приводит доводы о том, что имеет место недофинансирование со стороны федерального бюджета по рассматриваемым расходам.
Финансовое управление муниципального образования "Поронайский район" в своем отзыве на кассационную жалобу доводы ее заявителя поддержало.
Министерство финансов РФ с жалобой не согласилось, полагая обжалуемые судебные акты законными.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Главного финансового управления Сахалинской области поддержала доводы жалобы в полном объеме.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в заседании кассационной инстанции объявлялся перерыв до 11 октября 2004 года.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, а также возражения по ней, судебная коллегия кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления суда в связи со следующим.
Как установлено судом, ООО "Родник" с января по август 2003 года в силу Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики в Российской Федерации" и во исполнение договора муниципального заказа от 01.01.2003, заключенного с администрацией муниципального образования "Поронайский район", при осуществлении расчетов за предоставленные услуги водоснабжения предоставило субсидии малообеспеченным гражданам в размере 2539932,04 руб.
Ввиду невозмещения истцу государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов 2218732,94 руб. заявлены исковые требования об их взыскании, размер которых в дальнейшем уменьшен на основании ст. 49 АПК РФ до 188299,53 руб. в связи с частичным погашением задолженности до рассмотрения спора.
Расходы истца подтверждены счетами-фактурами и актами сверок, проведенных с отделом жилищной политики администрации Поронайского района, и, как следует из обжалуемых судебных актов, в процессе рассмотрения спора не оспаривались сторонами, в связи с чем доводы заявителя жалобы о недоказанности размера исковых требований подлежат отклонению.
Законом РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (в ред. 06.05.2003) определено, что органы государственного управления предоставляют гражданам субсидии, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади и коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и бюджета, в соответствии с положением о предоставлении субсидий, утверждаемым Правительством РФ.
Согласно ст. 15.4 Закона возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам названных субсидий осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи из бюджетов субъектов РФ.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" (в ред. от 21.01.2003) рекомендовано органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предусматривать при формировании бюджета на соответствующий год выделение средств на указанные цели.
Кроме того, статьей 55 Федерального Закона от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" предусмотрено направить из Фонда софинансирования федерального бюджета 5000 млн. рублей дотаций на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ по предоставлению субсидий населению.
Указанные средства распределены по субъектам, исходя из среднего уровня возмещения расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление субсидий населению на оплату жилья и коммунальный услуг в размере 20%.
Приложением N 1 к Постановлению Правительства РФ от 01.04.2003 N 173 "О правилах предоставления в 2003 году дотаций из фонда софинансирования социальных расходов на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" определен уровень датирования населения, исходя из уровня бюджетной обеспеченности и соотношения расходов на жилищно-коммунальные услуги и доходов населения по соответствующим субъектам Российской Федерации, который для Сахалинской области составил 35%.
Законом Сахалинской области "Об областном бюджете Сахалинской области на 2003 год" за счет средств, поступающих из федерального бюджета, предусмотрено 188386 тыс. рублей дотаций на частичное возмещение расходов по предоставлению населению субсидий на оплату жилья и коммунальный услуг, за счет собственных средств областного бюджета предусмотрена дотация в общей сумме 326223 тыс. рублей. Названные суммы распределены между муниципальными образованиями, в том числе, Поронайскому району в размерах 18795 тыс. руб. и 23529 тыс. руб. соответственно.
Согласно годовому отчету об исполнении консолидированного бюджета субъекта по муниципальному образованию "Поронайский район" исполнение рассматриваемых расходов составило 42804 тыс. рублей, из них за счет средств муниципального образования - 3389 тыс. руб., за счет дотаций из федерального бюджета - 18795 тыс. руб. и дотаций из областного бюджета - 20620 тыс. руб. путем погашения на указанную сумму задолженности муниципального образования по бюджетной ссуде.
Так как из областного бюджета средства в размере 2910 тыс. руб. на рассматриваемые расходы не доведены до муниципального образования, убытки истца правомерно взысканы с Финансового управления Сахалинской области за счет казны области.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что имеет место недофинансирование со стороны федерального бюджета, подлежит отклонению, поскольку предусмотренная Сахалинской области сумма дотаций в размере 188385,6 тыс. руб., включающем окончательный расчет за 2002 год, доведена до субъекта в полном объеме.
Суд правомерно на основании ст. 4 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления" и п. 4 ст. 6 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" освободил от ответственности по иску муниципальное образование, как не обеспеченное финансовыми средствами в полном объеме для осуществления государственных полномочий по реализации федерального закона.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 05.04.2004, постановление от 11.06.2004 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-2625/03-С23 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 октября 2004 г. N Ф03-А59/04-1/2938
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании