Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 16 ноября 2004 г. N Ф03-А51/04-1/3228
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Пятунина Л.Н. - представитель по доверенности N 05 от 22.01.2004, от ответчика: Стрельникова О.В. - представитель по доверенности N 11-20/3 от 31.12.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Управления федерального казначейства по Приморскому краю, Административного комитета свободной экономической зоны "Находка" на постановление от 05.07.2004 по делу N А51-598/2002 1-49 Арбитражного суда Приморского края, по иску Административного комитета свободной экономической зоны "Находка" к Управлению федерального казначейства по Приморскому краю о признании недействительным ненормативного акта.
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2004 года.
Административный комитет свободной экономической зоны "Находка" (далее - АК СЭЗ "Находка") обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным постановления Управления федерального казначейства по Приморскому краю от 24.12.2001 N 4 о бесспорном взыскании денежных средств в доход федерального бюджета.
Решением суда от 06.04.2004 заявление удовлетворено в полном объеме со ссылкой на отсутствие у УФК по Приморскому краю оснований для взыскания в бесспорном порядке задолженности, процентов и пеней по гражданско-правовому договору от 04.04.1994.
Постановлением апелляционной инстанции от 05.07.2004 решение от 06.04.2004 изменено, постановление от 24.12.2001 N 4 в части взыскания с заявителя в бесспорном порядке 252480707 рублей 17 копеек задолженности по возврату бюджетных средств, процентов за пользование этими средствами и пеней за просрочку их перечисления признано недействительным.
В остальной части иска отказано.
Вторая инстанция указала на необходимость применения к спорным правоотношениям по возврату налогового кредита норм бюджетного законодательства. Так как оно предоставляет (ст. 284 БК РФ) право списания в бесспорном порядке подлежащих возврату бюджетных средств, процентов и пеней, то обжалованное постановление на указанную сумму законно.
В остальной части оно признано незаконным в связи с превышением в расчете процентов размера ставки годовых (25% вместо установленных 3%).
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по заявлениям обеих сторон, считающих постановление незаконным.
По мнению УФК по Приморскому краю, примененная судом апелляционной инстанции в своем постановлении ставка в размере 3-х процентов не соответствует установленной сторонами в договоре ставки за пользование налоговым кредитом в размере 25 процентов (пункт 1.2 договора), которая не противоречила действующему на тот момент законодательству. Поэтому просит постановление от 05.07.2004 отменить, в иске отказать.
АК СЭЗ "Находка" полагает, что оспоренное постановление N 4 нарушает гражданские права АК СЭЗ "Находка", так как в нарушение норм Конституции РФ, ГК РФ, БК РФ, Закона "Об исполнительном производстве" по нему произведено списание в бесспорном порядке денежных средств с расчетных счетов получателей бюджетных средств. Данное взыскание бюджетных средств должно осуществляться, на его взгляд, только в судебном порядке.
В судебном заседании АК СЭЗ "Находка" также дополнило, что такой порядок взыскания (судебный) установлен статьями 286, 287 БК РФ.
В связи с чем, просит постановление от 05.07.2004 отменить, а дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 14-00 09 ноября 2004 года.
Проверив правильность применения судом обеих инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает, что постановление от 05.07.2004 необоснованно.
На основании Указа Президента РФ от 04.06.1992 N 548 "О первоочередных мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории России", Постановления Совета Министров РСФСР от 23.11.1990 N 540 "О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны в районе г. Находка Приморского края" и Постановления Совета Министров РСФСР N 280 от 23.05.1991 "О формировании бюджета в свободной экономической зоне в районе г. Находка Приморского края" между Министерством финансов РФ (кредитор) и АК СЭЗ "Находка" (заемщик) заключался договор о предоставлении налогового кредита б/н от 04.04.1994.
По его условиям кредитор обязался предоставить заемщику налоговый кредит в сумме 104 миллиона рублей на первое полугодие 1994 года в виде налогов, подлежащих перечислению в федеральный бюджет с целью обеспечения приоритетных объектов инфраструктуры СЭЗ.
В свою очередь заемщик за пользование данным кредитом должен был уплатить 25% годовых и погасить его начиная с 01.04.1999 равными долями ежеквартально в размере 1/4 средств в течение одного года (пункт 2.2 договора).
В последующем, из-за неполного предоставления кредита, стороны заключили дополнительное соглашение от 26.07.1994 N 2-7-15 к договору от 04.04.1994, где пролонгировали действие последнего на второе полугодие 1994 года.
Как установлено судом из материалов дела, во исполнение договора кредитором через ГНИ и ОФК Министерства финансов РФ в период с 19.04.1994 по 19.01.1995 налоговый кредит был предоставлен в полном объеме.
Вследствие несвоевременного и не в полном объеме погашения налогового кредита по состоянию на декабрь 2001 года, руководствуясь ст. 284 БК РФ, УФК по Приморскому краю приняло постановление N 4 от 24.12.2001 о бесспорном взыскании денежных средств с АК СЭЗ "Находка", в том числе 85554700 рублей основного долга, 114225842 рублей процентов за пользование бюджетными средствами, 137279629 рублей пеней за их несвоевременный возврат.
Оценивая законность данного акта государственного органа, апелляционная инстанция правомерно руководствовалась нормами БК РФ, поскольку это следует из ст. 8 ФЗ от 09.07.1999 N 159-ФЗ "О введении в действие Бюджетного кодекса РФ", распространившей их применение в том числе и на отношения по предоставлению бюджетных ссуд, кредитов и бюджетных инвестиций, которые возникли и не прекратились до 01 января 2000 года.
Факт наличия заключенного между сторонами гражданско-правового договора о предоставлении налогового кредита не исключает в данном случае применение бюджетного законодательства, в связи с тем, что они (стороны) являются субъектами бюджетных правоотношений, возникших в процессе государственных заимствований (ст. 1 БК РФ).
Такие выводы Арбитражный суд г. Москвы и вышестоящие инстанции в своих решениях по ранее рассмотренным спорам с участием этих же сторон не делались (дела NN А40-40343/99-63-447, А40-26879/02-10-282), вследствие этого утверждение первой инстанции о необходимости применения к спорным правоотношениям только норм ГК РФ несостоятелен.
Вместе с тем, вторая инстанция ошибочно признала ответчика получателем бюджетных средств, к которым могут применяться меры принуждения, установленные ст. 284 БК РФ.
Административный комитет СЭЗ "Находка" создан в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР N 540 от 23.11.1991 "О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны в районе г. Находка Приморского края" как орган административного управления СЭЗ "Находка". В соответствии с Положением об Административном комитете СЭЗ "Находка", утвержденным совместным постановлением главы администрации г. Находка и Партизанского района N 1581/426 от 15.11.1994, он является бюджетной организацией с правом юридического лица и осуществляет свою деятельность за счет трех процентов от сумм бюджетного кредита. Полученные от этой деятельности доходы составляют часть бюджета СЭЗ "Находка", вести который предписано административному комитету (постановление Совета Министров РСФСР N 280 от 23.05.1991).
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату Постановления Совета Министров РСФСР N 540 "О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны в районе г. Находка Приморского края" следует читать как "23.11.1990"
В силу пункта 1 статьи 287 БК РФ списание средств со счетов бюджетов субъектов РФ и со счетов местных бюджетов без распоряжения органов, исполняющих соответствующие бюджеты, осуществляется по решению арбитражного суда в случаях, установленных настоящим кодексом, в порядке, определенном статьей 286 БК РФ.
При таких обстоятельствах, постановление о бесспорном списании денежных средств со счета бюджета СЭЗ "Находка" без распоряжения его Административного комитета являлось недействительным, а иск о признании его таковым - правомерным на основании статьи 13 ГК РФ, части 2 статьи 29 АПК РФ, поэтому постановление от 05.07.2004 подлежит отмене как принятое с неправильным применением норм материального права (п. 2 ст. 288 АПК РФ).
Решение суда первой инстанции от 06.04.2004 следует изменить и признать недействительным постановление УКФ по Приморскому краю от 24.12.2001 N 4 как несоответствующее статьям 286, 287 БК РФ.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеются в виду статьи 286, 287 АПК РФ
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление от 05.07.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-598/2002 1-49 отменить.
Решение от 06.04.2004 по этому же делу изменить.
Признать недействительным постановление УФК по Приморскому краю "О бесспорном взыскании денежных средств в доход федерального бюджета" от 24.12.2001 N 4 как несоответствующее статьям 286, 287 БК РФ.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеются в виду статьи 286, 287 АПК РФ
В остальной части решение от 06.04.2004 оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 ноября 2004 г. N Ф03-А51/04-1/3228
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании