Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 декабря 2004 г. N Ф03-А59/04-1/3752
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области на решение от 10.08.2004 по делу N А59-3932/03-С8 Арбитражного суда Сахалинской области, по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Авиакомпания "Сахалинские авиатрассы" к Отделу социальной защиты населения Александровск-Сахалинского района, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области, Финансовому управлению Александровск-Сахалинского района, 3-е лицо: Департамент соцзащиты населения Сахалинской области о взыскании 50000 руб.
Резолютивная часть постановления от 07 декабря 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2004 года.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Авиакомпания "Сахалинские авиатрассы" обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к отделу социальной защиты населения Александровск-Сахалинского района, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области, Финансовому управлению Александровск-Сахалинского района о взыскании 121845 рублей (с учетом уточненных требований) убытков в связи с предоставлением льгот инвалидам и лицам их сопровождающим по оплате проезда воздушным транспортом.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Департамент соцзащиты населения Сахалинской области.
Решением суда от 10.08.2004 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, поскольку из федерального бюджета целевые финансовые средства для компенсации спорных расходов не выделялись.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Правильность судебного акта проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 284, 286 АПК РФ по жалобе Минфина РФ в лице УФК по Сахалинской области, считающего его необоснованным и вынесенным с нарушением норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд неправомерно возложил на него ответственность, поскольку органами государственной власти РФ в 2000 году был решен вопрос об обеспечении органов государственной власти субъекта РФ финансовыми ресурсами на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов".
Поскольку истцом не доказаны вина государственных органов и наличие причинной связи между их действиями и возникновением убытков у истца, то, по утверждению заявителя, суд необоснованно применил к рассматриваемому случаю статью 1069 ГК РФ.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не приняли.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает жалобу несостоятельной.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ФГУП "АК "Сахалинские авиатрассы" во 2-4 кварталах 2000 года предоставило инвалидам и лицам их сопровождающим льготы по оплате воздушной перевозки в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", в результате чего предприятием недополучены доходы в сумме 121845 рублей.
В силу пункта 5 статьи 790 ГК РФ данные расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Арбитражный суд Сахалинской области на основе всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств правомерно взыскал убытки, образовавшиеся у истца в связи с предоставлением льгот, с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставлено право бесплатного проезда во всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.
Статьей 4 названного закона установлено, что к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов.
Согласно пункту 2 статьи 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28.08.1995 N 154 органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Финансирование на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" из федерального бюджета в бюджет Сахалинской области не производилось. Указанное подтверждается ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" от 31.12.1999 N 227.
Законом Сахалинской области от 30.12.1999 N 150 "Об областном бюджете на 2000 год" предусмотрена передача Александровск-Сахалинскому району государственных полномочий Сахалинской области на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в сумме 380 тыс. рублей.
Судом установлено, что указанных средств оказалось недостаточно для покрытия потребности района.
Поскольку Минфин РФ, в порядке статьи 65 АПК РФ, доказательств выделения целевым назначением на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" из федерального бюджета средств бюджету Сахалинской области не предоставил, то суд первой инстанции правомерно возложил на него ответственность за причиненные истцу убытки и удовлетворил иск за счет казны РФ согласно статьям 16, 1069 ГК РФ, освободив от ответственности субъект и муниципальное образование.
Таким образом, оснований для изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 10.08.2004 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-3932/03-С8 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 декабря 2004 г. N Ф03-А59/04-1/3752
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании