Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 декабря 2004 г. N Ф03-А73/04-1/3822
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: консультант по доверенности N 1.33-163 от 15.11.2004 - Рягузов А.А., от ответчика: нач. юр. отдела по доверенности N 13-12/7141 от 02.10.2003 - Хальчицкий А.С., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Хабаровска на определение от 21.05.2004, постановление от 23.08.2004 по делу N А73-2224/2004-19 (АИ-1/755/04-45) Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Муниципального образования г. Хабаровск в лице Администрации г. Хабаровска к Управлению федерального казначейства Минфина РФ по Хабаровскому краю о признании незаконным бездействия государственного органа.
Резолютивная часть постановления объявлена 14.12.2004. Полный текст постановления изготовлен 21.12.2004.
Администрация города Хабаровска обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ по Хабаровскому краю (далее УФК) выразившегося в неисполнении ст. 10 Федерального закона "О федеральном бюджет на 2004 год" и обязании его производить распределение федеральных, региональных и местных налогов между бюджетом Хабаровского края с местными бюджетами с перечислением денежных средств, подлежащих уплате в бюджет города, непосредственно на счета бюджета города Хабаровска.
Определением суда в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Правительство города Хабаровска.
Определением суда от 21.05.2004. оставленным без изменения постановлением от 23.08.2004, производство по делу прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
Законность и обоснованность принятых судебных актов о прекращении производства по делу проверяется в суде кассационной инстанции в порядке статей 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе Администрации г. Хабаровска, полагающей их отменить, обязать суд принять к производству и рассмотрению по существу ее заявление.
При этом, заявитель ссылается на неприменение п. 2 ст. 198 АПК РФ о праве органов местного самоуправления на обжалование незаконных ненормативных актов и незаконных действий (бездействий) государственных органов в арбитражный суд.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, заслушав в заседании представителей сторон, проверив материалы дела, не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов, находя их законными и обоснованными.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Администрация г. Хабаровска, обращаясь в суд с указанным в заявлении требованием признания незаконным бездействия Управления федерального казначейства МФ РФ по Хабаровскому краю, сослалось на нарушение последним ст. 7 ФЗ от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год", которым установлено, что в целях обеспечения полноты учета и распределения доходов в соответствии с нормативами, утвержденными Законом, федеральные налоги и сборы подлежат зачислению в полном объеме на счета органов федерального казначейства для распределения этими органами доходов от их уплаты в порядке межбюджетного регулирования между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами и бюджетами закрытых административно-территориальных образований, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также ст. 10 указанного Закона, которой определено, что в целях обеспечения полноты контроля за соблюдением бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации региональные и местные налоги и сборы, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, зачисляются на счета органов федерального казначейства для последующего перечисления доходов в бюджеты разных уровней не позднее следующего рабочего дня после получения от банка выписки со счета органа федерального казначейства.
Полагая, что во исполнение указанных норм, УФК обязано зачислять федеральные, региональные и местные налоги, подлежащие уплате в бюджет города, непосредственно на счета бюджета города Хабаровска, но не делает этого, так как по заключенному с Правительством Хабаровского края Соглашению производит зачисление федеральных, региональных и местных налогов, являющихся источником дохода бюджета города, на бюджетные счета Хабаровского края, с которых в последующем производятся их перечисление на счета бюджета города Хабаровска, заявитель считает такое бездействие УФК незаконным.
Прекращая производство по делу за неподведомственностью арбитражному суду данного спора, как вытекающего из налоговых и бюджетных правоотношений, суд правомерно сослался на ст.ст. 29, 198 АПК РФ, поскольку данный спор вытекает из административных (публичных) правоотношений, а не относится к гражданско-правовым спорам.
К экономическим спорам, возникающих из административных и иных публичных отношений, в том числе об оспаривании действий (бездействий) государственных органов и органов местного самоуправления подведомственным в силу п. 2 ст. 29 АПК РФ арбитражным судам, данный спор не относится по субъектному составу.
Другие дела, возникающим из административных или иных публичных правоотношений, в соответствии с п. 5 ст. 29 АПК РФ подведомственны арбитражному суду, если федеральным Законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Налоговое и бюджетное законодательство не предусматривает подведомственности данных споров арбитражному суду.
Ссылка заявителя на подведомственность данного спора арбитражному суду на основании п. 2 ст. 198 АПК РФ неправомерна, поскольку данная норма предполагает право на обращение органа местного самоуправления в арбитражный суд с обжалованием действий (бездействий) государственных органов, в защиту интересов организаций и граждан, а не собственных.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Определение от 21.05.2004, постановление от 23.08.2004 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-2224/2004-19 (АИ-1/755/04-45) оставить без изменения, кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Орган местного самоуправления обратился с требованием об отмене судебного акта, которым прекращено производство по делу о признании незаконным бездействия государственного органа в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
Суд кассационной инстанции, согласившись с выводами суда нижестоящей инстанции, пояснил следующее.
К экономическим спорам, возникающим из административных и иных публичных отношений, в том числе об оспаривании бездействия государственных органов, подведомственным в силу п. 2 ст. 29 АПК РФ арбитражным судам, данный спор не относится по субъектному составу.
П. 2 ст. 198 АПК РФ предполагает право на обращение органа местного самоуправления в арбитражный суд с обжалованием действий (бездействий) государственных органов в защиту интересов организаций и граждан, а не своих собственных.
Другие дела, возникающим из административных или иных публичных правоотношений, в соответствии с п. 5 ст. 29 АПК РФ подведомственны арбитражному суду, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к их компетенции.
Налоговое и бюджетное законодательство не предусматривает подведомственности данных споров арбитражному суду.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 декабря 2004 г. N Ф03-А73/04-1/3822
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании