Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 декабря 2004 г. N Ф03-А04/04-1/3783
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства Финансов РФ в лице Управления федерального казначейства Минфина РФ по Амурской области на решение от 13.09.2004 по делу N А04-3886/04-7/126 Арбитражного суда Амурской области, по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Администрации Завитинского района, Финансовому департаменту Администрации Амурской области, Министерству финансов РФ, третьи лица Администрация Амурской области, Финансовый отдел Администрации Завитинского района о взыскании 37844 руб. 93 коп.
Резолютивная часть постановления от 07.12.2004. Полный текст постановления изготовлен 14.12.2004.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее ОАО "Российские железные дороги") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Администрации Завитинского района о взыскании 37844 руб. 93 коп. расходов связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг за период с января по декабрь 2003 года в соответствии с Указом Президента "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Определением арбитражного суда от 27.07.2004 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Финансовый департамент Администрации Амурской области, Администрация Амурской области, Финансовый отдел Администрации Завитинского района, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Амурской области.
По ходатайству истца на основании ст. 46 АПК РФ к участию в деле в качестве ответчиков суд привлек Министерство финансов РФ и Финансовый департамент Администрации Амурской области.
Решением суда от 13.09.2004 требования истца удовлетворены путем взыскания 37844 руб. 93 коп. с казны Российской Федерации в лице Минфина РФ. В иске к Администрации Завитинского района, Финансовому департаменту Администрации Амурской области судом отказано.
При вынесении решения, суд исходил из отсутствия целевого финансирования из федерального бюджета в спорный период денежных средств в бюджет субъекта Федерации на исполнение указанного закона, в связи с чем, ответственность за возникшие у истца убытки должна нести Казна Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статьей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области, которое просит отменить решение от 13.09.2004 Арбитражного суда Амурской области, как необоснованное, принятое с неправильным применением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд неверно подошел к оценке нормативных актов, регулирующих правоотношения, связанные с распределением обязанностей по финансированию мероприятий, направленных на предоставление льгот многодетным семьям.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направили.
Судебная коллегия кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Завитинская дистанция гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения Свободненского отделения Забайкальской железной дороги филиала ОАО "Российские железные дороги" за счет собственных средств в период с января по декабрь 2003 года в соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 432 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" предоставило многодетным семьям, проживающим в домах, обслуживаемых Завитинской дистанцией гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения, имеющим согласно названного Указа право на 30% скидку, льготы по оплате коммунальных услуг.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер Указа Президента РФ от 05.05.1992 г. следует читать как 431
В связи с предоставлением указанных льгот истцу причинены убытки в сумме 37844 руб. 93 коп., некомпенсированные ему государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском в соответствии со ст. 16, 1069 ГК РФ.
Согласно Указу Президента РФ от 05.05.1992 N 431, предписывающему органам исполнительной власти краев, областей установить такую льготу в размере 30% от стоимости услуг и изданного в его исполнение письма Минфина РФ N 51 и Минсоцзащиты населения РФ N 1-2359-18 от 29 июня 1992 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей", источником финансирования дополнительных затрат, возникающих при реализации указанной льготы, являются средства местных бюджетов.
Вместе с тем в силу ст. 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", возникшее в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти, увеличение расходов местных бюджетов компенсируется органами, принявшими эти решения. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми средствами.
Обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другой уровень власти, в том числе на органы местного самоуправления и государственной власти субъекта Федерации, в силу ст. 84 БК РФ относится к расходам, финансируемым исключительно из федерального бюджета.
Постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001 годах" и от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Исходя из вышеизложенного, а также в соответствии с ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" N 119-ФЗ средства на реализацию льгот, установленных федеральным законодательством, должны предусматриваться в федеральном бюджете для передачи нижестоящим бюджетам.
Поскольку денежные средства на реализацию льгот, предусмотренные Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в федеральном бюджете на спорный период не утверждались ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" и по этой причине не предусматривались в бюджетах Амурской области и муниципального образования Завитинский район, ответственность за убытки, причиненные ОАО "Российские железные дороги" неисполнением данного Указа, судом правомерно возложена на казну Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ в соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ.
Судебные акты приняты Арбитражным судом Амурской области с соблюдением норм процессуального и материального права, всем изложенным обстоятельствам по делу дана надлежащая оценка, поэтому оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 13.09.2004 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-3886/2004-7/126 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 декабря 2004 г. N Ф03-А04/04-1/3783
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании