Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 декабря 2004 г. N Ф03-А51/04-1/3746
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: ведущий юрисконсульт Халтурина Ю.В. (доверенность N 110/04), заместитель генерального директора по финансам и экономике Сидорова Н.Г. (доверенность N 263/03 от 31.12.2003), рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю на решение от 20.07.2004, постановление от 13.09.2004 по делу N А51-3810/2004 22-118 Арбитражного суда Приморского края, по иску Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" в лице филиала "Лаювский" Приморский край к Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю, департаменту финансов администрации Приморского края, администрации Приморского края, администрации МО Лазовский район о взыскании 491105,60 рублей.
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2004 года.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации муниципального образования Лаювский район о взыскании 491105,60 руб., составляющих затраты, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 03.01.2003 по 31.12.2003, предусмотренные ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер Федерального закона "О ветеранах" следует читать как "N 5-ФЗ"
В порядке ст. 46 АПК РФ к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю, администрация Приморского края, департамент финансов администрации Приморского края.
Решением суда от 20.07.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.09.2004, исковые требования удовлетворены за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ. В иске к остальным ответчикам отказано.
При этом суды обеих инстанций исходили из того, что Министерство финансов РФ не обеспечило субъект РФ - Приморский край финансовыми средствами для реализации в полном объеме понесенных КГУП "Примтеплоэнерго" и другими поставщиками коммунальных услуг расходов, связанных с реализацией льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", и в нарушение п. 2 ст. 10 указанного закона не учло при формировании федерального бюджета на 2003 г. отдельной строкой средства целевого назначения для взаиморасчетов с бюджетами субъектов РФ в части расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду ч. 2 ст. 10 ФЗ "О ветеранах"
Отказ в иске к администрации МО Лазовский район, департаменту финансов администрации Приморского края, администрации Приморского края суд мотивировал тем, что свои обязательства по возмещению расходов истца в спорный период указанные ответчики исполнили надлежащим образом.
Не согласившись с принятым решением от 20.07.2004 и постановлением апелляционной инстанции от 13.09.2004, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на п. 2 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О ветеранах", где предусмотрено, что за счет средств бюджетов субъектов РФ возмещаются расходы на оплату жилья и коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда.
Кроме того, указывает на то, что постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливно- и газоснабжающим организациям, управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот, который устанавливает, что финансирование данных расходов производится за счет средств краевого бюджета.
Полагает, что из федерального бюджета Приморскому краю выделено достаточно денежных средств на реализацию ФЗ "О ветеранах", что подтверждается Законом Приморского края от 21.01.2003 N 31-КЗ "О краевом бюджете на 2003 год".
В судебном заседании кассационной инстанции представители КГУП "Примтеплоэнерго" выразили согласие с принятыми по делу судебными актами и просили оставить их без изменения.
Администрация МО Лазовский район, администрация Приморского края, финансовый департамент администрации Приморского края, Министерство финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю, надлежаще извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, КГУП "Примтеплоэнерго" в период с 03.01.2003 по 31.12.2003 г.г. предоставило льготы по оплате электрической энергии ветеранам, проживающим на территории муниципального образования Лазовский район Приморского края, на сумму 491105,60 руб., что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
В связи с наличием невозмещенных расходов по предоставленным ветеранам льготам за указанный период КГУП "Примтепоэнерго" обратилось с настоящим иском в суд.
Согласно п. 2 ст. 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28.08.1995 N 154 органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" следует читать как "N 154-ФЗ"
В федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Таким образом, судом обеих инстанций правильно сделан вывод о том, что компенсация расходов, понесенных КГУП "Примтеплоэнерго" при предоставлении льготы по оплате электроэнергии ветеранам, должна производиться из федерального бюджета.
Часть 2 статьи 10 ФЗ "О ветеранах" устанавливает, что расходы государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и имеют целевое значение.
Правительством РФ в рассматриваемый период не определен порядок возмещения расходов, понесенных субъектами Федерации и муниципальными образованиями в связи с предоставлением льгот ветеранам.
Пунктом 4 статьи 130, ст.ст. 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственность за их предоставление согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 несет Министерство финансов РФ.
Приложением N 4 к Закону Приморского края от 21.01.2003 N 31-КЗ "О краевом бюджете на 2003 год" (л.д. 26) предусмотрена передача Лазовскому району государственных полномочий Приморского края на реализацию ФЗ "О ветеранах" в сумме 3084 тыс. руб.
Муниципальным образованием Лазовский район денежные средства получены и распределены по целевому назначению (л.д. 53). Доказательств нецелевого использования МО Лазовский район данных средств в деле не имеется.
Таким образом, Приморский край как субъект федерации, несмотря на неисполнение федеральным бюджетом своих обязательств по компенсации расходов, понесенных краевым бюджетом при реализации ФЗ "О ветеранах", предусмотрел в составе расходов за счет собственных средств расходы на реализацию указанного закона в пределах своих финансовых возможностей.
На основании изложенного, кассационная инстанция считает, что суд правомерно возложил ответственность за неисполнение ФЗ "О ветеранах" на Российскую Федерацию в лице Минфина РФ в соответствии со ст.ст. 16, 1069 ГК РФ.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 20.07.2004 и постановление апелляционной инстанции от 13.09.2004 по делу N А51-3810/2004 22-118 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 декабря 2004 г. N Ф03-А51/04-1/3746
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании