Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 6 декабря 2004 г. N Ф03-А16/04-2/3106
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по городу Биробиджану и Биробиджанскому району Еврейской автономной области на решение от 16.07.2004 по делу N А16-689/2004-3 Арбитражного суда Еврейской автономной области, по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Биробиджану и Биробиджанскому району Еврейской автономной области к предпринимателю Кудлаю Олегу Владимировичу о взыскании штрафа 5000 рублей.
Резолютивная часть постановления от 01 декабря 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2004 года.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Биробиджану и Биробиджанскому району Еврейской автономной области (далее - Управление Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о взыскании с предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, Кудлая Олега Владимировича (далее - предприниматель) 5000 рублей за нарушение срока регистрации в органе Пенсионного фонда.
Решением суда от 16.07.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано по мотиву отсутствия с 01.01.2004 у предпринимателя обязанности регистрации как страхователя в органах Пенсионного Фонда. В этой связи суд сослался на то, что в статью 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательном пенсионном страховании) статьей 7 Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ) внесены изменения, касающиеся порядка регистрации страхователей в органах Пенсионного Фонда.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с состоявшимся по делу судебным актом, Управление Пенсионного фонда подало кассационную жалобу, в которой просит его отменить, как принятое с нарушением норм материального права. Заявитель жалобы полагает, что вступившим с 01.01.2004 в законную силу Федеральным законом N 185-ФЗ изменена процедура регистрации в органах Пенсионного фонда РФ для предпринимателей, зарегистрированных в качестве таковых с 01.01.2004. Граждане же, получившие статус предпринимателя до 2004 года, проходят регистрацию в порядке, предусмотренном ранее действовавшим законодательством, то есть на основании личного заявления. Поскольку статья 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательном пенсионном страховании) не претерпела изменений в связи с изданием Федерального закона N 185-ФЗ, то есть ответственность за нарушение сроков регистрации в Пенсионном фонда РФ не отменена, то, по мнению Управления Пенсионного фонда, штраф подлежал взысканию.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако в суде кассационной инстанции не присутствовали.
Изучив материалы дела, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция пришла к выводу о необходимости отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, Куддай О.В. зарегистрирован в качестве предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, администрацией муниципального образования "Биробиджанский район" 24.12.2003 (свидетельство N 547). Заявление о регистрации подано им в территориальный орган Пенсионного фонда РФ 01.04.2004, то есть с нарушением 30-дневного срока с момента государственной регистрации в качестве предпринимателя, предусмотренного статьей 11 Закона об обязательном пенсионном страховании. В этой связи предпринимателю направлено предупреждение, в котором ему рекомендовано в добровольном порядке уплатить штраф в размере 5000 руб., предусмотренный пунктом 1 статьи 27 Закона об обязательном пенсионном страховании, за нарушение срока регистрации в территориальном органе Пенсионного фонда РФ.
Неисполнение предпринимателем указанного предупреждения послужило основанием для обращения Управления Пенсионного фонда в арбитражный суд.
Суд, отказывая в удовлетворении требований заявителя, пришел к ошибочному выводу об отсутствии факта правонарушения и невозможности применения к данным правоотношениям пункта 1 статьи 27 Закона об обязательном пенсионном страховании. При этом суд исходил из того, что правонарушение имело место в 2003 году, а в соответствии с пунктом 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Однако судом не учтено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона об обязательном пенсионном страховании регистрация страхователей в территориальных органах Пенсионного фонда РФ является обязательной и осуществляется в тридцатидневный срок со дня государственной регистрации. За нарушение сроков регистрации в органе Пенсионного фонда РФ менее чем на 90 дней пунктом 1 статьи 27 этого же Закона определена ответственность в виде штрафа в размере 5000 руб.
Федеральным законом N 185-ФЗ (статья 7) внесены изменения в статью 11 Закона об обязательном пенсионном страховании и в статью 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", предусматривающие иной порядок регистрации страхователей в органах Пенсионного фонда РФ с 01.01.2004.
Так, в соответствии с пунктом 3.1 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ с 01.01.2004 налоговые органы обязаны в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представлять сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.
Поскольку Федеральный закон N 185-ФЗ вступил в законную силу с 01.01.2004, то на налоговые органы возложена обязанность по представлению сведений в государственные внебюджетные фонды лишь в отношении тех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, решение о государственной регистрации которых налоговые органы принимают начиная с 01.01.2004. До этой даты действовал порядок регистрации, установленный статьей 11 Закона об обязательном пенсионном страховании (в редакции от 31.12.2002). Из этого следует, что обязанность налоговых органов по представлению сведений в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию до этой даты, не установлена, в связи с чем эти лица и предприниматели продолжают нести обязанность самостоятельно зарегистрироваться в органах страховщика.
Федеральным законом N 185-ФЗ в статью 27 Закона об обязательном пенсионном страховании, устанавливающую ответственность за несвоевременную регистрацию страхователей, не были внесены изменения. Указанная норма сохраняет свое действие как в отношении лиц, обязанных в соответствии с новой редакцией статьи 11 Закона об обязательном пенсионном страховании и после 31.12.2003 регистрироваться в органах страховщика самостоятельно, так и в отношении страхователей, у которых эта обязанность возникла в соответствии с прежней редакцией данной статьи до 01.01.2004, поэтому применение к данным правоотношениям статьи 54 Конституции РФ является ошибочным.
Поскольку судом неправильно применены нормы материального права, что привело к ошибочному выводу суда о несоответствии заявленных Управлением Пенсионного фонда РФ требований закону, имеются основания для отмены обжалуемого судебного акта. Вместе с тем, учитывая, что судом не исследованы имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства о наличии либо отсутствии смягчающих ответственность обстоятельств, то решение суда в силу пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует учесть нормы статей 112 и 114 Налогового кодекса Российской Федерации и принять решение с учетом правовой позиции, разъясненной пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Кроме того, подлежит разрешению вопрос о расходах по государственной пошлине за рассмотрение дела в арбитражном суде.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 16.07.2004 Арбитражного суда Еврейской автономной области по делу N А16-689/2004-3 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 декабря 2004 г. N Ф03-А16/04-2/3106
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании