Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 25 января 2005 г. N Ф03-А51/04-1/4327
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю на решение от 26.07.2004, постановление от 22.09.2004 по делу N А51-4903/2004 27-142 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице Партизанского отделения "Теплосбыт" к Министерству финансов РФ, Администрации Приморского края, Администрации муниципального образования г. Партизанск. о взыскании 1666100,28 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 18.01.2005. Полный текст постановления изготовлен 25.01.2005.
Открытое акционерное общество "Дальэнерго" в лице Партизанского отделения "Дальэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации муниципального образования г. Партизанск, Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ о взыскании 1666100,28 руб. расходов, связанных с предоставлением в период с 01.10.2002 по 01.01.2004 гражданам льгот по оплате потребленной тепловой энергии, предусмотренных ФЗ "О ветеранах".
Решением суда от 26.07.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.09.2004, требования истца удовлетворены путем взыскания названной суммы с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации.
Законность судебных актов проверяется в порядке ст. 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе Минфина РФ, который просит их отменить.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение ст. 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающей предоставление льгот за счет средств бюджетов субъекта РФ и местных бюджетов, с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета, а также неприменение положений постановления Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах", согласно которым государственные полномочия Российской Федерации по финансированию льгот про коммунальным услугам переданы на муниципальный уровень.
В судебное заседание кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Как установлено судом, истец на основании ФЗ "О ветеранах" и во исполнение договора N 1-В от 01.04.2002, заключенного с Администрацией муниципального образования г. Партизанска, за счет собственных средств предоставило в период с 01.10.2002 по 01.01.2004 гражданам, имеющим на это право, 50-процентную скидку при оплате потребленной тепловой энергии на сумму 1666100,28 руб.
В связи с невозмещением истцу государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления его расходов в указанной сумме заявлены настоящие исковые требования.
Статья 10 ФЗ "О ветеранах" от 12.05.1995 N 5-ФЗ устанавливает, что осуществление расходов на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам, производится как за счет бюджета Российской Федерации, так и за счет средств бюджетов субъектов РФ. За счет последних производятся расходы на оплату коммунальных услуг.
Указанная статья предусматривает учет расходов органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, связанных с предоставлением льгот ветеранам, при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации, имеющих целевое назначение.
При этом, порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством РФ. Однако Правительством РФ не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта РФ на реализацию льгот по рассматриваемому закону
Исходя из ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.01.1999 (действующим до 07.07.2003), главы VI.1 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ в редакции от 04.07.2003, финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" следует читать как "24.06.1999"
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду глава IV.1 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ
В соответствии с п. 4 статьи 130, статей 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
При этом Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставления источников финансирования.
Как установлено судом, в спорный период средства на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", из федерального бюджета в бюджет Приморского края не передавались, как не предусмотренные законами о федеральном бюджете на 2002, 2003 года.
Наряду с этим, Законами Приморского края "О краевом бюджете на 2002 год" от 07.06.2002 N 174-КЗ, "О краевом бюджете на 2003 год" от 21.01.2003 N 31-КЗ (с изменениями на 26.08.2002) в составе расходов бюджета Приморского края предусмотрено финансирование муниципальных образований на выполнение ими государственных полномочий по реализации ФЗ "О ветеранах" в части предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе г. Партизанску в размере 8255 тыс. руб. и 13558 тыс. руб. соответственно.
В соответствии с Законом Приморского края "Об исполнении краевого бюджета на 2002 год" от 12.08.2003 N 68-КЗ и Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2003 год" от 21.01.2003 N 31-КЗ названные средства доведены до муниципального образования в 2002 году в полном объеме и в 2003 году - в объеме 93% от запланированного по причине неисполнения доходной части краевого бюджета.
Объем переданных из краевого бюджета муниципальному образованию субвенций на рассматриваемые цели не удовлетворил его потребности в средствах на компенсацию расходов предприятий, предоставивших ветеранам льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили реализацию установленных федеральным законом ветеранам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, составив федеральный бюджет на 2002, 2003 года без учета необходимых средств, понесенные истцом расходы правомерно взысканы за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, что соответствует ст.ст. 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, решение и постановление суда приняты с соблюдением норм процессуального и материального права, оснований для их отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 26.07.2004, постановление от 22.09.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-4903/04 27-142 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 января 2005 г. N Ф03-А51/04-1/4327
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании