Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 28 сентября 2004 г. N Ф03-А51/04-1/2828
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 05.05.2004, постановление от 29.06.2004 по делу N А51-5938/03 17-206 Арбитражного суда Приморского края, по иску Открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице Кавалеровского отделения "Дальэнергосбыт" к администрации Приморского края, администрации МО г. Дальнегорска, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю о взыскании 71032 руб. 40 коп.
Резолютивная часть постановления от 21 сентября 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2004 года.
Открытое акционерное общество "Дальэнерго" в лице Кавалеровского отделения "Дальэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации Приморского края, администрации МО г. Дальнегорска, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю о взыскании 50032 рублей (с учетом уточненных требований) убытков, возникших в связи с предоставлением с октября 2001 года по январь 2002 года льгот по оплате электроэнергии гражданам в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и ФЗ "О ветеранах".
Решением суда от 05.05.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.06.2004, исковые требования удовлетворены в части. С Министерства финансов РФ в пользу ОАО "Дальэнерго" взысканы убытки в сумме 41693 рублей 67 копеек со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", выделялись не в полном объеме.
В остальной части иска - отказано, поскольку сумма убытков не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю.
По мнению заявителя, взыскание убытков с казны Российской Федерации неправомерно, так как истец не представил доказательства, что жилищный фонд, в котором проживают льготные категории граждан, относится к федеральной собственности.
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536, по его утверждению, предусмотрен порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ": расходование предоставленных субсидий осуществляется органами соцзащиты населения субъектов РФ, муниципальных образований, и другими получателями бюджетных средств на выплату денежных компенсаций инвалидам.
Также в обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на п. 2 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О ветеранах", где предусмотрено, что за счет средств бюджетов субъектов РФ возмещаются расходы на оплату жилья и коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ОАО "Дальэнерго" за счет собственных средств в период с октября 2001 года по январь 2002 года в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов" предоставил гражданам, имеющим согласно названным законам право на 50% скидку, льготы по оплате электроэнергии.
В связи с предоставлением указанных льгот истец не получил доход в сумме 71032 рублей 40 копеек, не возмещенный государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов, что явилось основанием обращения с настоящим иском.
Статьей 10 ФЗ "О ветеранах" в редакции от 02.01.2000 N 40-ФЗ в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам, назван бюджет субъекта РФ, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом в порядке межбюджетных отношений и имеют целевое назначение.
При этом порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством РФ. Однако Правительством РФ не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта РФ на реализацию льгот по рассматриваемому Закону.
Право на получение скидки при оплате жилищно-коммунальных не ниже 50% услуг имеют инвалиды всех категорий и семьи, имеющие детей-инвалидов, согласно ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 N 181 -ФЗ.
Источник финансирования данных льгот настоящий Закон не определил.
Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 (п. 16), изданным во исполнение указанного Закона, предусмотрено, что льготы возмещаются в порядке, установленном субъектом РФ и органами местного самоуправления.
Указанное Постановление также не называет источник финансирования этих льгот.
Вместе с тем Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
Исходя из ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 (действующим до 07.07.2003) финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии с п. 4 статьи 130, статей 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Как установлено судом, финансирование на реализацию ФЗ "О ветеранах" из федерального бюджета в бюджет Приморского края не производилось. Указанное подтверждается ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год", "О федеральном бюджете на 2002 год".
Статьей 28 Закона Приморского края от 20.04.2001 N 135-КЗ "О краевом бюджете на 2001 год", приложением N 5 к Закону Приморского края "Об исполнении краевого бюджета за 2001 год" от 07.06.2002 N 231-КЗ предусмотрена передача МО г. Дальнегорска государственных полномочий Приморского края на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в размере 890 тыс. руб. и на реализацию ФЗ "О ветеранах" в сумме 7193 тыс. руб.
Приложением 7 к Закону Приморского края от 26.11.2001 N 174-КЗ "О краевом бюджете на 2002 год" предусмотрена передача МО г. Дальнегорска государственных полномочий Приморского края на реализацию ФЗ "О ветеранах" в сумме 9693 тыс. руб., на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в сумме 1103 тыс. руб.
Доказательств нецелевого использования субъектом данных средств в деле не имеется.
Поскольку органами государственной власти не обеспечено финансовыми средствами в полном объеме исполнение Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в РФ" и "О ветеранах", судом правомерно возмещены истцу убытки за счет казны Российской Федерации.
Все доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде обеих инстанций и им дана надлежащая правовая оценка. Новых доводов, имеющих существенное значение для данного спора, в жалобе не приводится.
Поскольку решение и постановление суда приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, оснований для их отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 05.05.2004 и постановление от 29.06.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-5938/03 17-206 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 сентября 2004 г. N Ф03-А51/04-1/2828
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании