Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Амурской области на решение от 08.09.2004 по делу N А04-3596/04-11/157 Арбитражного суда Амурской области, по иску открытого акционерного общества "Амурфармация" к Администрации Белогорского района Амурской области, 3-и лица: Отдел здравоохранения администрации Белогорского района, Финуправление администрации Белогорского района, Финдепартамент администрации Амурской области, Министерство финансов РФ в лице УФК по Амурской области о взыскании 217283,52 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 07.12.2004. Полный текст постановления изготовлен 14.12.2004.
Открытое акционерное общество "Амурфармация" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации Белогорского района Амурской области о взыскании 217283,52 руб. расходов, связанных с льготным обеспечением в 2003 году лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения граждан, имеющих на это право на основании Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в РФ".
Третьими лицами к участию в деле привлечены Отдел здравоохранения Администрации Белогорского района, Финансовое управление Администрации Белогорского района, Финансовый департамент Амурской области, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области.
Определением суда от 25.08.2004 по ходатайству истца Минфин РФ привлечен к участию в деле в качестве второго ответчика.
Решением суда от 08.09.2004 требования истца удовлетворены путем взыскания истребуемой суммы с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации.
Законность решения суда проверяется в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области, которое просит состоявшийся судебный акт отменить и в иске по отношению к нему отказать.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что согласно ст. 72 Конституции РФ и ст. 85 Бюджетного кодекса РФ вопросы социального обеспечения относятся к совместному ведению Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований и финансируются за счет их бюджетов.
По мнению Минфина РФ, судом неправильно применены федеральные нормативные акты, разграничивающие расходные полномочия по уровням бюджетной системы, согласно которым обязанность по обеспечению инвалидов лекарственными средствами возложена на субъект РФ, и последнему предусмотрена из федерального бюджета компенсация фактически произведенных расходов.
Обращает внимание суда кассационной инстанции на то, что федеральные органы государственной власти исполнили свою часть полномочий по реализации ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", поскольку запланированные ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" на указанные цели средства доведены до субъекта в полном объеме, в связи с чем отсутствует противоправность действий (бездействия) со стороны Минфина РФ.
ОАО "Амурфармация" в представленном отзыве просило решение суда оставить без изменения, полагая его законным.
Представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда не явились.
Как установлено материалами дела, ОАО "Амурфармация" на основании ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и во исполнение заключенного с Администрацией Белогорского района договора на отпуск и оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения по льготным и бесплатным рецептам в 2003 году производило названной категории граждан льготный отпуск медицинской продукции.
В связи с невозмещением органами государственной власти и органами власти местного самоуправления расходов истца в сумме 217283,52 руб. заявлены настоящие исковые требования.
В соответствии с Федеральным Законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" инвалидам предусмотрено оказание бесплатной либо на льготных условиях квалифицированной медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по рецептам врачей для инвалидов I группы и неработающих инвалидов II группы, а также с 50-процентной скидкой - для безработных инвалидов III группы установлено Указом Президента РФ от 02.10.1992 N 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов".
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой.
При этом на органы исполнительной власти субъектов РФ возложена обязанность по своевременному обеспечению оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке бесплатно или со скидкой, и рекомендовано за счет средств соответствующих бюджетов вводить дополнительные льготы для других групп населения.
Согласно п. "ж" ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения, в соответствии со ст. 76 Конституции издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ.
Положения указанных статей Конституции РФ конкретизируются Федеральным Законом "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 11-ФЗ (действующим в спорный период), исходя из смысла статей 2, 7, 9 и ч. 1 ст. 12 которого, раздел полномочий РФ и субъекта РФ в области социальной защиты определяется по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее законодательное решения.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер Федерального Закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 следует читать как "N 119-ФЗ"
При рассмотрении спора арбитражный суд, основываясь на приведенных выше правовых актах, а также нормах Бюджетного кодекса РФ, сделал правильный вывод о том, что реализация льгот для инвалидов на приобретение лекарственных средств, установленных на федеральном уровне, относится к государственным полномочиям Российской Федерации, и финансирование расходов на осуществление переданных полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 130, статей 133, 136 БК РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта РФ из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах", Постановлением Правительства РФ N 581 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может быть возложена только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер Постановления Правительства РФ от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" следует читать как "N 584"
Судом установлено, что из Фонда компенсаций федерального бюджета согласно Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2003 год" на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" (за исключением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг) бюджету Амурской области предусмотрено субсидий в размерах 44197 тыс. руб. Названные средства доведены до субъекта в полном объеме и распределены последним по муниципальным образованиям, в том числе Белогорскому району в размере 984 тыс. руб.
Доказательств нецелевого использования средств федерального бюджета субъектом либо муниципальным образованием не имеется.
Кроме того, в спорный период на льготное обеспечение инвалидов медикаментами Законом Амурской области "Об областном бюджете на 2003 год" предусмотрено выделение 69375 тыс. руб. из областного бюджета, которые направлены муниципальным образованиям, в том числе Белогорскому району в сумме 1619 тыс. руб., и использованы по целевому назначению в полном объеме.
В силу указанных обстоятельств и на основании п. 2 ст. 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" правомерно прекращено производство по иску к Администрации Белогорского района в связи с отказом истца от требований к названному ответчику.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, объем переданных из федерального бюджета средств не удовлетворил потребность субъекта РФ в финансировании исполнения рассматриваемого закона. В соответствии со сводной бюджетной заявкой на 2003 год Управления социальной защиты населения администрации Амурской области потребность области на исполнение ФЗ "О социальной защите населения в РФ" составляла 395343,7 тыс. руб., в том числе на бесплатное и льготное обеспечение лекарствами - 56917,2 тыс. руб.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ"
Поскольку Российской Федерацией государственные полномочия по финансированию установленных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" переданы субъекту не в полном объеме, арбитражный суд правомерно на основании ст. 1069 Гражданского кодекса РФ возместил убытки истца за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 08.09.2004 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-3596/04-11/157 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 декабря 2004 г. N Ф03-А04/04-1/3766 "Средства из федерального бюджета на реализацию установленных на федеральном уровне льгот переданы субъекту Российской Федерации не в полном объеме, в связи с чем арбитражный суд правомерно на основании ст. 1069 ГК РФ возместил убытки истца за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ"
Текст Постановления опубликован в журнале "Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России", март-апрель 2005 г., N 2
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании