Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 28 декабря 2004 г. N Ф03-А04/04-1/3916
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области на решение от 09.08.2004 по делу N А04-2559/04-11/66 Арбитражного суда Амурской области, по иску открытого акционерного общества "Амурэнерго" к администрации г. Райчихинска, Финансовому отделу администрации г. Райчихинска, Финансовому департаменту администрации Амурской области, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области о взыскании 1049246 руб. 01 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2004 года.
Открытое акционерное общество "Амурэнерго" в лице ФАО "Амурэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к администрации г. Райчихинска, Финансовому отделу администрации г. Райчихинска, Финансовому департаменту администрации Амурской области, Министерству финансов РФ о взыскании 1049246 руб. 01 коп. расходов, понесенных истцом с 01 октября 2001 года по 31 декабря 2003 года в связи с предоставлением льгот гражданам по оплате электроэнергии, предусмотренных ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5.
Решением от 09.08.2004 исковые требования ОАО "Амурэнерго" удовлетворены за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
При этом суд исходил из того, что Министерство финансов РФ не обеспечило субъект - Амурскую область финансовыми средствами для реализации в полном объеме понесенных ОАО "Амурэнерго" и другими поставщиками коммунальных услуг расходов, связанных с реализацией льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", и в нарушение п. 2 ст. 10 указанного Закона не учло при формировании федерального бюджета на 2002 год и на 2003 год отдельной строкой средства федерального бюджета целевым назначением для взаиморасчетов с бюджетом субъекта РФ в части расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам.
Не согласившись с принятым по делу решением, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит его отменить как принятое с неправильным применением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы, заявитель приводит доводы о том, что суд неправильно подошел к оценке нормативных актов, регулирующих отношения по компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг ветеранам.
Указывает на то, что передача денежных средств в бюджеты субъектов федерации на реализацию ФЗ "О ветеранах" в спорный период была предусмотрена Методикой расчетов распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на 2001-2002 год и на 2003 год и фактически учтена в составе федерального бюджета на 2002 год, на 2003 год.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, ОАО "Амурэнерго" в период с 01.10.2001 по 31.12.2003 г.г. на основании договоров от 15.02.2002 N 36 и от 03.03.2002 N 125-06, заключенных с Администрацией г. Райчихинска, и в соответствии с ФЗ "О ветеранах" предоставляло льготы в виде 50% скидки по оплате электроэнергии, в результате чего понесло убытки в сумме 1049246,01 руб., которые не были компенсированы органами государственной власти и муниципального образования из соответствующих бюджетов.
Статья 10 ФЗ "О ветеранах" от 12.05.1995 N 5-ФЗ устанавливает, что осуществление расходов на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам, производится за счет средств бюджетов субъектов РФ. При этом за счет последних производятся расходы на оплату коммунальных услуг.
Указанная статья предусматривает также учет расходов органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, связанных с предоставлением льгот ветеранам, при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации, имеющих целевое назначение.
При этом порядок возмещения данных расходов утверждается Правительством РФ. Однако Правительством РФ в рассматриваемый период не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта РФ на реализацию льгот по рассматриваемому закону.
Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативно-правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
Исходя из ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.01.1999 N 119-ФЗ, финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" N 119-ФЗ следует читать как "24.06.1999"
В соответствии с п. 4 ст. 130, ст. 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
В 2001 на реализацию ФЗ "О ветеранах" были направлены средства из Фонда компенсаций, утвержденные в федеральном бюджете на 2001 Амурской области в сумме 111499 руб., которые полностью распределены Законом Амурской области "Об областном бюджете на 2001", в том числе г. Райчихинску 7746 тыс. руб.
Доказательств их нецелевого использования Амурской областью и муниципальным образованием г. Райчихинск в деле не имеется.
Как правильно установлено судом, целевые средства для передачи в бюджеты субъектов РФ на реализацию ФЗ "О ветеранах", Федеральными Законами "О федеральном бюджете на 2002 год" N 194 от 31.12.2001, "О федеральном бюджете на 2003 год" N 176 от 24.12.2002 в федеральном бюджете на соответствующие годы не предусматривались.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату Федерального Закона "О федеральном бюджете на 2002 год" N 194-ФЗ следует читать как "30.12.2001"
Вместе с тем, ст. 37 Закона Амурской области "Об областном бюджете на 2002 год" утверждены учтенные при расчете нормативов отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов (сборов) и финансовой помощи городам и районам области из областного фонда финансовой поддержки муниципальных образований расходы на реализацию Закона "О ветеранах" в размере 283737 тыс. руб., из них г. Райчихинску - 34196,0 тыс. руб.; ст. 41 Закона Амурской области "Об областном бюджете на 2003 год" утверждены расходы на реализацию ФЗ "О ветеранах" в размере 423613 тыс. руб., из них г. Райчихинску - 47538 тыс. руб.
Таким образом, Амурская область как субъект федерации, несмотря на неисполнение федеральным бюджетом своих обязательств по компенсации расходов, понесенных областным бюджетом при реализации ФЗ "О ветеранах", предусмотрел в составе расходов за счет собственных средств расходы на реализацию указанного закона в пределах своих финансовых возможностей.
В соответствии со статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Поэтому ссылка Министерства финансов РФ на то, что в Методике расчетов распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на 2002 год и на 2003 год предусмотрено выделение Амурской области денежных средств на реализацию ФЗ "О ветеранах" не может быть принята судом кассационной инстанции во внимание, поскольку указанные дотации, подлежащие передаче из федерального бюджета в бюджет Амурской области, не содержат указание на целевое назначение этих средств, а являются дотациями на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.
Доказательств нецелевого использования Амурской областью полученных из Федерального фонда финансовой поддержки в 2002, 2003 средств Минфином РФ не представлено.
Таким образом, суд при вынесении решения правильно пришел к выводу о том, что расчеты, указанные в Методике, не могут расцениваться как доказательства целевого направления средств для реализации льгот, предоставленных ФЗ "О ветеранах".
На основании изложенного, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 09.08.2004 по делу N А04-2559/04-11/66 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 декабря 2004 г. N Ф03-А04/04-1/3916
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании