Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: Амурского областного ФОМС - Косина Б.В. - заместитель исполнительного директора по доверенности от 23.09.2004 N 01-1507, Куртина Л.В. - ведущий специалист по доверенности от 20.05.2004 N 01-804, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Амурского областного Фонда обязательного медицинского страхования на решение от 03.06.2004 по делу N А04-1022/04-9/35 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению Амурского областного Фонда обязательного медицинского страхования к Администрации г. Белогорска, третье лицо: Финансовый отдел Администрации города Белогорска о взыскании 51363854 руб.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление в полном объеме изготовлено 06.10.2004.
Амурский областной фонд обязательного медицинского страхования (далее - фонд обязательного медицинского страхования) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением, с учетом уточнения, о взыскании с Администрации города Белогорска Амурской области (далее - администрация) задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения и пени, всего в сумме 51363854 руб.
Определением суда от 14.05.2004 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Финансовый отдел Администрации г. Белогорска.
Решением суда от 07.06.2004 заявленные требования удовлетворены частично. Суд исходил из того, что на возникшие правоотношения распространяется действие норм налогового законодательства, поэтому, применив статью 87 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), в соответствии с которой налоговой проверкой могут быть охвачены только 3 года, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки, пришел к выводу о том, что фонд обязательного медицинского страхования по результатам проверки, проведенной в январе 2004 года мог взыскать недоимку по страховым взносам и пени только за три года, предшествовавшие проверке, а именно: 2003, 2002, 2001. На основании изложенного, судом удовлетворены требования фонда в части взыскания недоимки в сумме 6877778 руб., образовавшейся в указанном периоде, и пени в сумме 2608433,14 руб., в удовлетворении остальной части требований - отказано.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым судебным решением, фонд обязательного медицинского страхования обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение отменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании с администрации 8041514,86 руб. и принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме. Заявитель жалобы полагает, что суд неправомерно применил к рассматриваемым правоотношениям нормы налогового законодательства, поскольку органы исполнительной власти и местного самоуправления не являются плательщиками указанных страховых взносов, на фонды ОМС не возложены обязанности по осуществлению налогового контроля за поступлением страховых взносов на обязательное медицинское страхование, и не подлежит применению статья 87 НК РФ.
Администрация и Финансовый отдел, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали, отзыв на жалобу не представили.
Представители фонда обязательного медицинского страхования в заседании суда кассационной инстанции доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав мнение представителей фонда обязательного медицинского страхования, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, по результатам проверки администрации по вопросу правильности и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальный фонд обязательного медицинского образования составлен акт от 23.01.2004, согласно которому по состоянию на 1 января 2004 года у администрации образовалась задолженность по платежам за период с 1995 года по 2003 год в сумме 18316500 руб. На указанную сумму недоимки начислены пени в сумме 33047354 руб.
Неуплата администрацией задолженности и пеней послужила основанием для обращения фонда обязательного медицинского страхования в арбитражный суд.
Арбитражный суд, удовлетворяя требования фонда по обязательному медицинскому страхованию о взыскании с администрации недоимки по платежам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также пеней за период с 2001 по 2003 год, правомерно исходил из того, что на правоотношения по внесению указанных платежей, в том числе в части применения срока давности на взыскание этих платежей распространяются нормы Налогового кодекса РФ. Данный вывод является правильным, основанным на законе.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" (далее - Положение).
Задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачивается плательщиками в порядке, действующем до введения в действие части второй Кодекса.
Правительство Российской Федерации определяет порядок и условия реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, включая списание начисленных пеней, имеющейся у плательщиков таких взносов по состоянию на 1 января 2001 года.
Как следует из Постановления Правительства Российской Федерации от 23.08.2001 N 624 "О проведении реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на 1 января 2001 года" (далее - Постановление N 624), а также пунктов 7 и 11 Положения, органы местного самоуправления, осуществляющие страховые платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения, рассматриваются законодательством в качестве плательщиков, к числу которых относится и Администрация города Белогорска.
Согласно пункту 7 Положения по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пеней. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов.
Пунктом 8 Положения установлено, что на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства.
Контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования осуществляется этими фондами совместно с органами Государственной налоговой службы Российской Федерации, что предусмотрено пунктом 11 Положения.
Следовательно, в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производиться по правилам части первой Налогового кодекса РФ на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов.
Положением и иными специальными актами не установлен период, за который может производиться проверка уплаты страховых взносов, а также срок давности взыскания сумм недоимок и пеней, поэтому применению подлежат соответствующие нормы налогового законодательства.
В силу статьи 87 НК РФ налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности плательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Из изложенного следует, что в январе 2004 года фонд обязательного медицинского страхования мог проверить администрацию по вопросу уплаты страховых платежей за предшествовавшие три года: 2003, 2002, 2001, соответственно.
Поскольку плательщик страховых взносов (администрация) не обращался в территориальный фонд с заявлением о реструктуризации имеющейся у него задолженности в соответствии с Постановлением N 624, фонд по результатам проверки мог взыскать недоимку и пени, как правильно указал суд, только за три года, предшествовавшие проверке: 2003, 2002, 2001. Срок давности взыскания задолженности страховых взносов за период с 1995 года по 2000 год на момент проведения проверки истек, что явилось основанием для отказа в удовлетворении заявленных фондом требований в этой части.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены судебного решения и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение Арбитражного суда Амурской области от 03.06.2004 по делу N А04-1022/04-9/3 5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 октября 2004 г. N Ф03-А04/04-2/2589 "Арбитражный суд, удовлетворяя требования фонда по обязательному медицинскому страхованию о взыскании с администрации недоимки по платежам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также пеней за период с 2001 по 2003 год, правомерно исходил из того, что на правоотношения по внесению указанных платежей, в том числе в части применения срока давности на взыскание этих платежей, распространяются нормы НК РФ"
Текст Постановления опубликован в журнале "Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России", сентябрь-декабрь 2004 г., N 3
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании