Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 11 октября 2004 г. N Ф03-А24/04-2/2011
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии заявителя: ФКУ администрации г. Петропавловска-Камчатского - Беляк Ж.А., главный специалист по доверенности N 12/643 от 05.07.2004, Горячкина Ж.Р., начальник юридического отдела по доверенности N 12/527 от 07.06.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу судебного пристава-исполнителя Службы судебных приставов Управления Минюста РФ по Камчатской области и Корякскому автономному округу И.В. Гурова на решение от 03.02.2004, постановление апелляционной инстанции от 27.04.2004 по делу N А24-3335/03-08 Арбитражного суда Камчатской области, по заявлению Финансово-казначейского управления администрации г. Петропавловска-Камчатского к судебному приставу-исполнителю Службы судебных приставов Управления Минюста РФ по Камчатской области и Корякскому автономному округу И.В. Гурову, 3-е лицо: Камчатский территориальный Фонд обязательного медицинского страхования о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя.
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2004 года.
В судебном заседании кассационной инстанции объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ до 06.10.2004.
Финансово-казначейское управление администрации г. Петропавловска-Камчатского (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя Службы судебных приставов Управления Минюста РФ по Камчатской области Гурова И.В. (далее - пристав-исполнитель Управления Минюста РФ) (с учетом уточнения требований), выразившихся во взыскании 46709186,59 руб. с основного текущего счета местного бюджета N 40204810700000100001.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Камчатский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС).
Решением суда от 03.02.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.04.2004, требования заявителя удовлетворены. Действия пристава-исполнителя признаны незаконными как противоречащие Федеральному закону от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах", Бюджетному кодексу РФ, Бюджетному кодексу Камчатской области.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, судебный пристав-исполнитель заявил кассационную жалобу, в которой просит их отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, а именно: Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве"; статьи 1071 Гражданского кодекса РФ и Бюджетного кодекса РФ.
Как полагает заявитель жалобы, им правомерно произведено взыскание суммы задолженности с названного выше счета в пользу Камчатского территориального ФОМС, поскольку страхователем для неработающего населения является администрация г. Петропавловска-Камчатского, и уплата страховых взносов осуществляется за счет средств местного бюджета, что и нашло свое отражение в решении арбитражного суда по делу N А49-1284/02 от 11.06.2003, по которому выдан исполнительный лист.
Финансово-казначейское управление администрации г. Петропавловска-Камчатского в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании кассационной инстанции доводы жалобы отклонили, просили оставить судебные акты без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в суд кассационной инстанции не явились.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает необходимым отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций и в удовлетворении требований Управления отказать исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, Петропавловск-Камчатским подразделением службы судебных приставов вынесено постановление от 24.07.2003 о возбуждении исполнительного производства по исполнительному листу, выданному Арбитражным судом Камчатской области по делу N А49-1284/02 (решение от 11.06.2003), о взыскании с администрации г. Петропавловска-Камчатского в лице Финансово-казначейского управления администрации г. Петропавловска-Камчатского в пользу Камчатского Фонда обязательного медицинского страхования 46709186,59 руб., составляющих задолженность по страховым взносам за неработающее население. На основании исполнительного листа и инкассового поручения от 23.10.2003 N 3871, выставленного судебным приставом-исполнителем в ГРКЦГУ ЦБ РФ по Камчатской области, со счета N 40204810700000100001 произведено частями списание названной выше суммы в период с 24.10.2003 по 04.11.2003.
Признавая незаконными указанные действия судебного пристава-исполнителя, суд исходил из того, что произведено неправомерное списание со счета N 40204810700000100001, открытого Финансово-казначейскому управлению администрации г. Петропавловска-Камчатского для учета и обслуживания средств местного бюджета. Как полагает суд, судебный пристав-исполнитель при осуществлении исполнительских действий должен был убедиться, что принудительное взыскание (списание) будет производиться со счета, на котором учитываются собственные средства Финансово-казначейского управления администрации Камчатской области, выделенные ему по смете на содержание, поскольку муниципальное образование не привлекалось к участию в деле N А49-1284/02.
На этом основании суд пришел к выводу о нарушении судебным приставом-исполнителем статьи 13 Федерального закона "О судебных приставах".
Однако судебными инстанциями не учтено то, что в соответствии с решением арбитражного суда по делу N А49-1284/02 от 11.06.2003 был выдан и предъявлен к принудительному исполнению судебным приставом-исполнителем исполнительный лист о взыскании с администрации г. Петропавловска-Камчатского в лице Финансово-казначейского управления администрации г. Петропавловска-Камчатского в пользу Камчатского территориального Фонда обязательного медицинского страхования 46709186,59 руб., в том числе: 31248280,39 руб. недоимки по страховым взносам и 15460906,20 руб. пени, в связи с неполным перечислением страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Как следует из решения суда по указанному выше делу, страхователем для неработающего населения в силу статьи 2 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" в рассматриваемом случае являлась администрация г. Петропавловска-Камчатского, на которую в соответствии со статьей 17 названного Закона возложена обязанность осуществлять платежи на обязательное медицинское страхование данной категории граждан за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен.
На Управление, согласно пунктам 1.1 и 2.1.2 Положения о Финансово-казначейском управлении администрации г. Петропавловска-Камчатского, возложены задачи по организации, осуществлению и контролю за исполнением бюджета, управлению доходами и расходами бюджета, осуществлению финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.
Таким образом, направляя инкассовое поручение N 3871 на списание со счета N 40204810700000100001 денежных средств по исполнительному листу, судебный пристав-исполнитель исходил из буквального текста исполнительного документа.
Более того, поименованный номер счета был указан в числе других счетов администрации г. Петропавловска-Камчатского в ответе Инспекции МНС РФ по г. Петропавловску-Камчатскому от 29.10.2003 (л.д. 43) на запрос судебного пристава-исполнителя и в письмах Головного расчетно-кассового центра Главного управления ЦБ РФ по Камчатской области (л.д. 31, 45).
Доводы представителей Управления относительно того, что в местном бюджете не была заложена сумма, позволяющая полностью покрыть расходы по страховым взносам за неработающее население в названной выше сумме, подлежат отклонению кассационной инстанцией, поскольку взыскание недоимки в полной сумме произведено арбитражным судом с администрации г. Петропавловска-Камчатского в лице Финансово-казначейского управления, и его решение, не оспорено лицами, участвующими в деле N А49-1284/02, вступило в законную силу и в соответствии с главой 4 Федерального закона "Об исполнительном производстве" подлежало исполнению.
Вывод суда о том, что действия судебного пристава-исполнителя должны быть направлены на принудительное взыскание (списание) со счета, где учитываются собственные средства Финансово-казначейского управления администрации г. Петропавловска-Камчатского является ошибочным, поскольку это не следует из буквального текста решения суда и исполнительного листа и привело бы фактически к невозможности исполнения судебного акта, что, в свою очередь, противоречит принципам и задачам судопроизводства в арбитражных судах.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены все обстоятельства дела, но неверно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, то принятые по делу судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований Управления.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 03.02.2004, постановление апелляционной инстанции от 27.04.2004 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-3335/03-08 отменить и в удовлетворении требований Финансово-казначейского управления администрации г. Петропавловска-Камчатского отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 октября 2004 г. N Ф03-А24/04-2/2011
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании