Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 декабря 2004 г. N Ф03-А51/04-1/3857
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю на решение от 12.07.2004, постановление от 10.09.2004 по делу N А51-2984/2004 22-77 Арбитражного суда Приморского края, по иску общества с ограниченной ответственностью "Электросеть" к администрации муниципального образования г. Арсеньев, администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю о взыскании 120813,42 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2004 года.
Открытое акционерное общество "Электросеть" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации муниципального образования г. Арсеньев, администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю о взыскании 120813,42 руб. расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по оплате электрической энергии за период с апреля 2003 по декабрь 2003 г.г., на основании ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий".
Решением от 12.07.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.09.2004, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ. В иске к остальным ответчикам отказано.
При этом суды обеих инстанций исходили из того, что в спорный период из федерального бюджета денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий", выделялись не в полном объеме.
Отказ в иске к администрации муниципального образования г. Арсеньева, администрации Приморского края суд мотивировал тем, что свои обязательства по возмещению расходов истца в спорный период указанные ответчики выполнили надлежащим образом.
Не согласившись с принятыми по делу решением и постановлением, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд неправильно подошел к оценке нормативных актов, регулирующих отношения по компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот реабилитированным лицам.
Считает, что ответственным лицом по возмещению расходов, понесенных ОАО "Электросеть" по оплате коммунальных услуг в соответствии с ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий", является субъект Российской Федерации, поскольку согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 03.05.1994 N 419 расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам производятся за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Полагает, что выделенная сумма 13060 тыс. руб. из средств Фонда компенсаций на реализацию ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" в 2003 году субъекту РФ - Приморский край является достаточной для предоставления льгот указанной категории граждан.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены решения от 12.07.2004 и постановления от 10.09.2004, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, ОАО "Электросеть" в соответствии с ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" предоставляло услуги за счет собственных средств гражданам г. Арсеньева с апреля по декабрь 2003 года по оплате электроэнергии на сумму 120813,42 рублей. Данное обстоятельство подтверждается отчетами о предоставлении льгот жертвам политических репрессий, подписанными истцом и администрацией г. Арсеньева, списками категорий граждан, пользующихся льготами по оплате электроэнергии.
В связи с наличием невозмещенных расходов по предоставленным льготам за указанный период, ОАО "Электросеть" обратилось с настоящим иском в суд.
При рассмотрении спора суд первой и апелляционной инстанций дали надлежащую оценку представленным в деле документам, установили факт недостаточности финансирования денежных средств на реализацию ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" на 2003 год из бюджетных средств и правомерно возложили ответственность по возмещению истцу убытков из казны Российской Федерации.
Статьей 16 вышеуказанного Закона предусмотрена льгота в виде 50% скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, подвергшимся политическим репрессиям.
В соответствии со статьей 17 Закона "О реабилитации жертв политических репрессий" предоставление таких льгот соответствующей категории граждан определено Правительством РФ. Пункт 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий (утв. Постановление Правительства РФ N 419 от 03.05.1994), устанавливает в качестве источника предоставления льгот бюджет субъекта РФ и местный бюджет с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Согласно ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между государственными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.01.1999 N 119-ФЗ обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, есть реализация полномочий РФ в области социальной защиты и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату Федерального закона N 119-ФЗ следует читать как 24.06.1999
В соответствии со ст. 53 ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" от 24.12.2002 в Фонде компенсаций денежные средства, направляемые по взаимным расчетам в бюджеты субъектов Российской Федерации на реализацию федеральных полномочий по льготам, установленным ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий", утверждены в сумме 1798400,0 тыс. руб., из них 13060 тыс. руб. перечислены Приморскому краю, из которых 1813 тыс. руб. - муниципальному образованию г. Арсеньев.
Наряду с этим, статьей 23 Закона Приморского края от 21.01.2003 N 31-КЗ "О краевом бюджете на 2003 год" в составе расходов бюджета Приморского края за счет собственных средств предусмотрено финансирование муниципальных образований на выполнение ими государственных полномочий по реализации ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" в сумме 1596 тыс. рублей.
Доказательств нецелевого использования денежных средств ни Приморским краем, ни муниципальным образованием г. Арсеньева в материалах дела не имеется.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект РФ финансовыми средствами в полном объеме для реализации ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий", а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансирование муниципального бюджета г. Арсеньева в полном объеме, поэтому арбитражный суд правомерно возложил ответственность за причиненные истцу убытки на Министерство финансов РФ и удовлетворил иск за счет казны РФ согласно статьям 16, 1069 ГК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 12.07.2004 и постановление апелляционной инстанции от 10.09.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-2984/2004 22-77 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 декабря 2004 г. N Ф03-А51/04-1/3857
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании