Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 7 декабря 2004 г. N Ф03-А04/04-1/3444
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Моисеенко Т.М. - юрисконсульт по доверенности от 09.08.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Амурской области на решение от 27.05.2004, постановление от 29.07.2004 по делу N А04-639/04-23/4 Арбитражного суда Амурской области, по иску открытого акционерного общества "Амурфармация" к Управлению здравоохранения администрации г. Благовещенска, Администрации г. Благовещенска, Финуправлению администрации г. Благовещенска, Финдепартаменту администрации Амурской области, Министерству финансов РФ о взыскании 5567727,64 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 30.11.2004. Полный текст постановления изготовлен 07.12.2004.
Открытое акционерное общество "Амурфармация" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Управлению здравоохранения администрации г. Благовещенска, Администрации г. Благовещенска, Финансовому управлению г. Благовещенска, Финансовому департаменту Амурской области о взыскании 5567727,64 руб. расходов, связанных с льготным обеспечением в период с 01.01.2002 по 22.12.2003 лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения граждан, имеющих на это право на основании Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в РФ" и Федерального закона "О ветеранах". Третьим лицом к участию в деле привлечено Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области.
Определением суда от 15.04.2004 Министерство финансов РФ привлечено к участию в деле в качестве ответчика.
До принятия судом решения истец уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчиков на основании ст. 1069 Гражданского кодекса РФ 5566587,38 руб. убытков.
Решением суда от 27.05.2004 требования истца удовлетворены путем взыскания: с Финансового департамента администрации Амурской области за счет средств казны субъекта 662304,15 руб. убытков, связанных с исполнением ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и 268000 руб. убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот ветеранам; с Министерства финансов РФ за счет казны РФ - 4636283,23 руб. убытков, понесенных в связи с исполнением ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.07.2004 решение в части отменено. Убытки, понесенные в связи с предоставлением льгот гражданам по ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", взысканы за счет казны области в размере 239304,15 руб., во взыскании с финансового департамента администрации Амурской области убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот гражданам по ФЗ "О ветеранах" в размере 206000 рублей в иске отказано в связи с погашением субъектом РФ задолженности в указанной сумме до принятия судом решения по делу. С Минфина РФ за счет казны РФ в пользу истца взыскано: 1025352,15 руб. расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот ветеранам и 4095931,08 руб. расходов, связанных с исполнением ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ". В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Законность решения и постановления суда проверяется в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области, которое просит судебные акты отменить и в иске по отношению к нему отказать.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что согласно ст. 72 Конституции РФ и ст. 85 Бюджетного кодекса РФ вопросы социального обеспечения относятся к совместному ведению Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований и финансируются за счет их бюджетов.
Кроме того, по мнению Минфина РФ, судом неправильно применены федеральные нормативные акты, разграничивающие расходные полномочия по уровням бюджетной системы и согласно которым обязанность по обеспечению ветеранов и инвалидов лекарственными средствами возложена на субъект РФ.
Обращает внимание суда кассационной инстанции на то, что федеральные органы государственной власти исполнили свою часть полномочий по реализации ФЗ "О ветеранах" и ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в полном объеме.
Финансовый департамент Амурской области в отзыве на кассационную жалобу доводы заявителя о необоснованном взыскании расходов истца с Минфина РФ отклонил, считая, что судебные акты подлежат отмене лишь в части удовлетворения иска за счет казны субъекта РФ.
ОАО "Амурфармация" в представленном отзыве и через своего представителя в судебном заседании просило постановление суда оставить без изменения.
Представители ответчиков, несмотря на надлежащее извещение, участия в судебном заседании кассационной инстанции не принимали.
Как установлено материалами дела, ОАО "Амурфармация" на основании ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", ФЗ "О ветеранах" и во исполнение заключенного с Отделом здравоохранения администрации г. Благовещенска договора на отпуск и оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения по льготным и бесплатным рецептам в период с 01.01.2002 по 22.12.2003 производило отпуск медицинской продукции льготной категории граждан.
В связи с невозмещением органами государственной власти и органами власти местного самоуправления расходов истца в сумме 5566587,38 руб. (662304,15 руб. по предоставлению льгот инвалидам в 2002 году, 3672931,08 руб. по предоставлению льгот ветеранам и 1231352,15 руб. инвалидам - в 2003 году) заявлены настоящие исковые требования.
До принятия решения по делу Финуправлением администрации г. Благовещенска перечислено 206000 руб. в погашение задолженности за 2003 год по предоставленным льготам на основании ФЗ "О ветеранах", в связи с чем суд апелляционной инстанции правомерно отказал истцу в удовлетворении исковых требований на указанную сумму, отменив в данной части решение суда.
В соответствии с Федеральным Законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" инвалидам предусмотрено оказание бесплатной либо на льготных условиях квалифицированной медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по рецептам врачей для инвалидов I группы и неработающих инвалидов II группы, а также с 50-процентной скидкой - для безработных инвалидов III группы установлено Указом Президента РФ от 02.10.1992 N 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов".
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой.
Федеральным Законом "О ветеранах" для ветеранов также предусмотрено право на бесплатное обеспечение лекарствами. Согласно ст. 10 Закона финансирование указанной меры социальной защиты производится за счет средств бюджета субъекта РФ, расходы которого учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъекта РФ и имеют целевое назначение.
Согласно п. "ж" ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения, в соответствии со ст. 76 Конституции издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ.
Положения указанных статей Конституции РФ конкретизируются Федеральным Законом "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 11-ФЗ (действующим в спорный период), исходя из смысла статей 2, 7, 9 и ч. 1 ст. 12 которого, раздел полномочий РФ и субъекта РФ в области социальной защиты определяется по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее законодательное решения.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 следует читать как "N 119-ФЗ"
При рассмотрении спора арбитражный суд, основываясь на приведенных выше правовых актах, а также нормах Бюджетного кодекса РФ, сделал правильный вывод о том, что реализация льгот для инвалидов на приобретение лекарственных средств, установленных на федеральном уровне, относится к государственным полномочиям Российской Федерации, и финансирование расходов на осуществление переданных полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 130, статей 133, 136 БК РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта РФ из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Как установлено судом, в рассматриваемый период из федерального бюджета средства на реализацию ФЗ "О ветеранах" в части предоставления льгот на приобретение лекарств субъекту не передавались, как не запланированные законами о федеральных бюджетах на 2002 и 2003 гг.
На реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" Федеральным Законом "О федеральном бюджете на 2002 год" Федеральным Законом "О федеральном бюджете на 2003 год" из фонда компенсаций федерального бюджета бюджету Амурской области предусмотрено субсидий в размерах 72342 тыс. руб. (включая льготы по жилищно-коммунальным услугам) и 44197 тыс. руб. соответственно. Названные средства доведены до субъекта в полном объеме и распределены последним по муниципальным образованиям, в том числе г. Благовещенску выделено в 2002 году 16066 тыс. руб. и в 2003 году 20911 тыс. руб.
Доказательств нецелевого использования, средств федерального бюджета субъектом либо муниципальным образованием не имеется.
Вместе с тем, объем переданных средств не удовлетворил потребность субъекта РФ в финансировании исполнения рассматриваемого закона. Согласно имеющимся в деле сводным бюджетным заявкам на выделение из федерального бюджета средств, потребность субъекта РФ на исполнение ФЗ "О социальной защите инвалидов" в 2002 и 2003 годах составляла 133327,7 тыс. руб. и 395343,4 тыс. руб. соответственно.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах", Постановлению Правительства РФ N 581 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может быть возложена только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер Постановления Правительства РФ от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" следует читать как "N 584"
При указанных обстоятельствах, в силу названных выше законодательных актов, ответственность по иску в сумме 5121283,23 руб. судом правомерно возложена на казну Российской Федерации.
Относя часть расходов истца по ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в сумме 239304,15 руб. на Финуправление администрации Амурской области, суд сослался на то, что субъектом не в полном объеме выделены денежные средства, предусмотренные в расходной части Закона Амурской области "Об областном бюджете на 2003 год" на реализацию названного закона.
Вместе с тем, такое решение не соответствует вышеназванным правовым актам и установленным обстоятельствам недостаточности выделенных из федерального бюджета бюджету субъекта средств на реализацию льгот, установленных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890, на которое ссылается заявитель жалобы, на органы исполнительной власти субъектов РФ возложена обязанность по своевременному обеспечению оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке бесплатно или со скидкой. Вместе с тем, источником финансирования льгот по обеспечению лекарствами инвалидов и ветеранов, установленных федеральным законодательством, как указано выше, является федеральный бюджет.
В связи с чем постановление суда в части взыскания 239304,15 рублей подлежит отмене с возложением обязанности по возмещению названной суммы на Министерство финансов РФ за счет казны Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление от 29.07.2004 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-639/04-23/4 в части взыскания с финансового департамента администрации Амурской области в пользу ОАО "Амурфармация" убытков в размере 239304,15 рублей отменить.
Взыскать 239304,15 рублей убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот гражданам по ФЗ "О социальной защите инвалидов" в пользу ОАО "Амурфармация" с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны РФ.
В остальной части постановление суда от 29.07.2004 оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 декабря 2004 г. N Ф03-А04/04-1/3444
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании