Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 декабря 2004 г. N Ф03-А51/04-1/3790
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю на решение от 27.07.2004, постановление от 20.09.2004 по делу N А51-2779/2004, 5-107 Арбитражного суда Приморского края, по иску общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство М" к Администрации муниципального образования г. Владивостока, 3-и лица: муниципальное унитарное предприятие г. Владивостока "ПЖРЭТ N 3", Финансовое управление администрации г. Владивостока, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Владивостока о взыскании 310844,73 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2004 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство М" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации муниципального образования г. Владивостока о взыскании 310844,73 руб. задолженности за выполненные в период с 01.01.2003 по 01.03.2003 работы по вывозу твердых и жидких бытовых отходов с территории г. Владивостока, обслуживаемого МУПВ "ПЖРЭТ N 3". Третьими лицами к участию в деле привлечены МУП г. Владивостока "ПЖРЭТ N 3", Финансовое управление администрации г. Владивостока, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Владивостока.
Определением суда от 08.06.2004 Финансовое управление администрации г. Владивостока, Департамент финансов Администрации Приморского края, Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Приморскому краю привлечены по ходатайству истца к участию в деле в качестве ответчиков.
До принятия по делу решения истец уточнил исковые требования и просил взыскать с Администрации муниципального образования 229766,72 руб., составляющие расходы истца по вывозу бытовых отходов от муниципального жилищного фонда, а также 29441,57 руб., 1573,56 руб. и 52,80 руб. убытков, понесенных при реализации льгот, установленных ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ, Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" N 1761-1 от 18.10.1991 и Законом РФ от 15.05.1994 N 1244 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" соответственно.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату и номер Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" следует читать как "15.05.1991 N 1244-1"
Решением суда от 27.07.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.09.2004 требования истца удовлетворены. В пользу истца взыскано с Администрации муниципального образования г. Владивостока за счет казны муниципального образования 229766,72 рублей и 31015,13 рублей с казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.
Не согласившись с решением и постановлением суда в части взыскания убытков с казны Российской Федерации, Минфин РФ в лице УФК РФ в кассационной жалобе ставит вопрос об отмене судебных актов в указанной части.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение ст. 10 ФЗ "О ветеранах" и Постановления Правительства РФ N 419 "Об утверждении положения о порядке предоставления льгот пострадавшим от политических репрессий", предусматривающих предоставление льгот за счет средств бюджетов субъекта и местных бюджетов, с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Обращает внимание на то, что в порядке межбюджетных отношений из Фонда компенсаций на реализацию Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" Приморскому краю в спорный период было выделено 13060 тыс. рублей.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, участия в нем не принимали.
Из материалов дела следует, ООО "Спецавтохозяйство М" в период с 01.01.2003 по 28.02.2003 оказало услуги по выводу твердых и жидких бытовых отходов с территории муниципального жилищного фонда г. Владивостока, в том числе гражданам, имеющим 50-процентную скидку по оплате коммунальных услуг в соответствии с ФЗ "О ветеранах", "О реабилитации жертв политических репрессий", "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В связи с невозмещением истцу из бюджетов различных уровней расходов, связанных с оказанием услуг, заявлены настоящие исковые требования.
Суд, при оценке категорий льготников, источников финансирования указанных затрат истца, правомерно исходил из ФЗ "О ветеранах" и Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", установивших такие льготы, порядок их предоставления и источник финансирования - федеральный бюджет, что соответствует ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999, предусматривающему, что обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, есть реализация полномочий РФ в области социальной защиты и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
При этом, согласно статьям 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта РФ из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Судом установлено, что в соответствии с ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" в расходах бюджета не утверждались целевые средства на реализацию льгот по жилищно-коммунальным услугам, предусмотренных ФЗ "О ветеранах". Вместе с тем, Приморским краем предусмотрены в составе расходов краевого бюджета за счет собственных средств, в пределах своих финансовых возможностей, расходы на реализацию льгот ветеранам, в том числе, г. Владивостоку в сумме 96562 тыс. руб., которые использованы по назначению.
На реализацию Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" из Фонда компенсаций федерального бюджета Приморскому краю перечислено 13060 тыс. рублей, согласно ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год". Указанные средства распределены по муниципальным образованиям для направления предприятиям, оказывающим услуги, в том числе, г. Владивостоку 1452 тыс. руб. Доказательств нецелевого использования средств федерального бюджета субъектом либо муниципальным образованием не представлено.
Однако выделенные г. Владивостоку средства не обеспечили фактическую потребность в них муниципального образования на реализацию рассматриваемых льгот.
Поскольку органами государственной власти РФ не обеспечено надлежащее финансирование льгот, установленных федеральными законами, расходы истца в обжалуемой сумме правомерно взысканы судом с казны Российской Федерации.
Указанное соответствует Постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года", предусматривающему закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 27.07.2004, постановление от 20.09.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-2779/04 5-107 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 декабря 2004 г. N Ф03-А51/04-1/3790
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании