Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 22 марта 2005 г. N Ф03-А73/05-1/414
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Министерства финансов Российской Федерации В.А. Петренко - заместитель начальника по доверенности б/н от 27.01.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на постановление от 30.11.2004 по делу N А73-3308/2004-28 (АИ-1/1149/04-7) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску общества с ограниченной ответственностью "Российские железные дороги" в лице Хабаровского отделения ДВЖД к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Хабаровского края, Правительству Хабаровского края, о взыскании 44953 руб. 53 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2005 года.
Открытое акционерное общества "Российские железные дороги" в лице Хабаровского отделения ДВЖД (далее ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Правительству Хабаровского края, Министерству финансов Хабаровского края о взыскании 44953 руб. 53 коп. убытков (выпадающих доходов), возникших в связи с предоставлением в период с 01.01.2003 по 31.12.2003 реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Определением от 01.06.2004 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации.
До принятия решения истец увеличивал, а затем уменьшил сумму требования до 43546 руб. 57 коп.
Решением от 06.08.2004 убытки в размере 42736 руб. 57 коп. взысканы с казны Хабаровского края и 810 руб. - с казны Российской Федерации.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.11.2004 решение суда изменено: убытки в сумме 33623 руб. 05 коп. взысканы из казны РФ, 138 руб. 60 коп. - из казны субъекта РФ, во взыскании суммы 9784 руб. 92 коп., затраченной гражданами на ремонт жилья, отказано.
Взыскание основной суммы долга из федерального бюджета апелляционная инстанция мотивировала тем, что возмещение спорных расходов соответчик произвел не в полном объеме.
Законность этих судебных актов проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со ст.ст. 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ.
Ответчик просит отменить решение и постановление арбитражного суда в части взыскания из казны РФ убытков, так как считает, что при их вынесении не учтены ст. 54 Федерального закона РФ "О федеральном бюджете на 2003 год", Постановление Правительства РФ от 22.05.2000 N 334, действовавшее в 2003 году, пункт 14 Постановления Правительства РФ от 03.05.1994 N 419, предусматривающий предоставление льгот за счет средств субъектов РФ и местных бюджетов реабилитированным лицам и лицам, пострадавших от политических репрессий, а предоставление средств из федерального бюджета является формой финансовой помощи для бюджета Хабаровского края, объем которой в 2004 году компенсировал все расходы этого субъекта по итогам 2003 года на реализацию закона о льготах для указанных лиц.
Из кассационной жалобы следует, что в 1-ом квартале 2004 года на исполнение упомянутого Закона Хабаровский край получил 9780000 руб. (на расходы в 4 квартале 2003 года), а текущие расходы края (следующего квартала) могли возмещаться в мае, июне, июле 2004 года, поэтому выводы судов обеих инстанций о неполном возмещении заявителем спорных расходов являются необоснованными.
В настоящем судебном заседании представитель Министерства финансов РФ кассационную жалобу поддержал в полном объеме.
Другие соответчики и истец, надлежаще уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в рассмотрении кассационной жалобы не участвовали.
При проверке законности обжалованного постановления установлено, что оно отмене либо изменению не подлежит по следующим основаниям.
Спор возник в связи с оказанием ОАО "РЖД" в 2003 году за счет собственных средств на основании Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991 N 1761-1 льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на 43546 руб. 57 коп. реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий.
При разрешении спора суд первой инстанции установил, что задолженность федерального бюджета, который согласно упомянутому закону является источником финансирования спорных льгот, перед бюджетом Хабаровского края по состоянию на 01.04.2004 составила 9780810 руб., а по состоянию на 01.04.2004 - 810 руб.
Факты поступления в бюджет субъекта в январе-марте 2004 года на возмещение отыскиваемых истцом расходов 9780000 руб. ни одна из сторон по настоящему делу не оспаривает.
Удовлетворяя иск в основной части за счет казны субъекта РФ, суд данной инстанции засчитал в погашение долга за 2003 год денежные средства, переданные заявителем кассационной жалобы в бюджет края в 1-ом квартале 2004 года.
Изменяя решение и освобождая субъект РФ от ответственности в этом объеме, апелляционная инстанция исходила из того, что при перечислении в феврале 2004 года в бюджет края 2811000 руб. Министерство финансов РФ не полно указало назначение платежа, поэтому финансовый орган края правомерно отнес данные средства на текущие платежи.
Оспаривая выводы апелляционной инстанции об отсутствии вины субъекта РФ в неправильном распоряжении спорным объемом финансирования, ответчик ссылается в кассационной жалобе на компенсационный характер спорного платежа и нарушение финансовым органом указанного лица действующих правил предоставления и расходования средств фонда компенсаций на реализацию Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.05.2002 и действующих в 2003 году на основании Постановления Правительства РФ от 10.02.2003 N 85.
Данные доводы заявителя признаются необоснованными, так как в других платежных документах, по которым в январе-марте 2004 года также перечислялись денежные средства на финансирование одних и тех же льгот, содержится специальная оговорка (с учетом погашения задолженности).
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что превышение полномочий как состав бюджетного правонарушения со стороны субъекта РФ заявителем по данному делу не доказано в виду отсутствия четкости и единообразия в его собственных действиях (ст. 406 ГК РФ).
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 30.11.2004 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-3308/2004-28 (АИ-1/1149/04-7) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 марта 2005 г. N Ф03-А73/05-1/414
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании