Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 9 марта 2005 г. N Ф03-А04/04-2/4584
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Забайкальской железной дороги-филиала ОАО "РЖД" на решение от 14.09.2004 по делу N А04-2930/04-25/383 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Забайкальской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" к Государственному учреждению - Амурское Региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании недействительными ненормативных правовых актов.
Резолютивная часть постановления от 02 марта 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 09 марта 2005 года.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Забайкальский железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (далее - акционерное общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании недействительными ненормативных правовых актов Государственного учреждения - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее - Фонд социального страхования) в части доначисления страховых взносов за бесплатно представленное работникам общества бытовое топливо, соответствующих пеней, а также наложения штрафов.
Решением суда от 14.09.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что законодательством Российской Федерации работники федерального железнодорожного транспорта не отнесены к категории работников, которым не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ на стоимость бесплатно предоставленного им топлива. Поскольку акционерным обществом допущено нарушение порядка исчисления страховых взносов в Фонд социального страхования РФ, привлечение его к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), доначисление страховых взносов и пени, правомерно.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность принятого судебного акта проверяется по кассационной жалобе акционерного общества, которое просит его отменить, заявленные требования удовлетворить. Заявитель жалобы считает, что порядок отпуска топлива работникам железнодорожного транспорта по льготным условиям определен в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, и в силу Постановления Правительства РФ от 07.07.1999 N 765, по его мнению, на стоимость бесплатно предоставленного топлива не должны начисляться страховые взносы в Фонд социального страхования.
В отзыве на жалобу Фонд социального страхования с доводами жалобы не согласился, просит оставить без изменения принятое судебное решение.
Представители лиц, участвующих в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, Амурским региональным отделением Фонда социального страхования РФ в отношении структурных подразделений ФРУП "Забайкальская железная дорога", правопреемником которого по данному делу является ОАО "РЖД": - Локомотивного депо станции Ерофей Павлович, Локомотивного депо г. Белогорск, Белогорской дистанции пути, Железнодорожной станции Бурея, Белогорской дистанции гражданских сооружений водоснабжения и водоотведения, Амурской Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении, Вагонного депо г. Белогорск, Механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций г. Белогорск, Дистанции пути поселка Бурея Свободненского отделения дороги, проведены проверки по вопросам начисления, уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и осуществления страховых выплат за период с 01.01.2001 по 31.12.2003, в ходе которых выявлено не начисление страховых взносов, в том числе на стоимость бесплатно предоставленного работникам топлива, о чем составлены акты проверок:
- от 06.04.2004 г. N 17 по Локомотивному депо станции Ерофей Павлович;
- от 20.02.2004 г. N 25 по Локомотивному депо г. Белогорска;
- от 05.03.2004 г. N 7 по Белогорской дистанции пути;
- от 19.02.2004 г. N 5 по Железнодорожной станции Бурея;
- от 05.03.2004 г. N 5 н/с по Белогорской дистанции гражданских сооружений водоснабжения и водоотведения;
- от 05.03.2004 г. N 6 н/с по Амурской дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении;
- от 20.02.2004 г. N 26 н/с по Вагонному депо г. Белогорск;
- от 05.03.2004 г. N 4 н/с по Механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций г. Белогорск;
- от 27.02.2004 г. N 4н/с по Дистанции пути пос. Бурея.
По результатам рассмотрения материалов проверок руководителем Фонда вынесены решения о привлечении к ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, направлении требований об уплате недоимки и пени:
решение от 07.05.2004 г. N 5 по Локомотивному депо станции Ерофей Павлович на сумму 232514 руб., из них страховые взносы 4713 руб., пени 226858 руб., штраф 943 руб.;
решение от 25.03.2004 г. N 5 по Локомотивному депо станции Белогорск на сумму 20851 руб., из них страховые взносы 17725 руб., пени 3126 руб., штраф 3545 руб.;
решение от 24.03.2004 г. N 4 по Белогорской дистанции пути на сумму 10786 руб., из них страховые взносы 8622 руб., пени 440 руб., - штрафы 1724 руб.;
решение от 17.03.2004 г. N 1 по Железнодорожной станции Бурея на сумму 580 руб., из них страховые взносы 463 руб., пени 24 руб., штраф 93 руб.;
решение б/н б/д по Белогорской Дистанции гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения на сумму 364 руб., из них страховые взносы 30.3 руб., штраф 61 руб.;
решение от 22.03.2004 г. N 2 по Амурской Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении на сумму 238 руб., из них страховые взносы 183 руб., пени 19 руб., штраф 36 руб.;
решение от 26.03.2004 г. N 6 по Вагонному депо Белогорск на сумму 162303 руб., из них страховые взносы 106598 руб., пени 55422 руб., штраф 283 руб.;
решение от 09.04.2004 г. N 7 по Механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций на сумму 3141 руб., из них страховые взносы 2617 руб., штраф 524 руб.;
- решение от 15.04.2004 г. N 11 по Дистанции пути п. Бурея на сумму 4348 руб., из них страховые взносы 2728 руб., пени 1074руб., штраф 546 руб.
Не согласившись с указанными решениями по доначислению страховых взносов на стоимость бесплатно предоставленного работникам топлива, акционерное общество оспорило их в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств пришел к выводу о правомерном привлечении юридического лица к налоговой ответственности и на этом основании отказал в признании недействительными оспариваемых решений.
Согласно статье 17 Федерального закона N 125-ФЗ от 24.07.1998 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы - обязательные платежи по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанные исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 17-ФЗ от 12.02.2001 "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2001 год" для страхователей установлены страховые тарифы на обязательное социальное страхование в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору по группам отраслей экономики в соответствии с классами профессионального риска.
В соответствии с пунктом 4 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184, страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 765, за исключением вознаграждения, выплачиваемого гражданам на основании гражданско-правового договора, если указанным договором предусматривается уплата страховых взносов.
Пунктом 14 указанного Перечня предусмотрено, что страховые взносы не начисляются на стоимость бесплатно предоставляемых (частично оплачиваемых) отдельным категориям работников в соответствии с законодательством Российской Федерации жилья, коммунальных услуг, топлива или соответствующее денежное возмещение.
Из смысла указанной нормы следует, что она применима к категориям работников, которые определены законодательством Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что акционерное общество не начисляло страховые взносы на стоимость бесплатно предоставленного работникам железнодорожного транспорта бытового топлива, руководствуясь при этом Отраслевым тарифным соглашением по федеральному железнодорожному транспорту на 2001-2003 годы, с внесенными в него дополнениями и изменениями, продленным на 2004 год (пункт 3.4.13) и утвержденными Министерством путей сообщений 24.11.1997 Правилами выдачи бытового топлива работникам федерального железнодорожного транспорта, которые, как правильно указал суд обеих инстанций, являются ведомственными нормативными актами Министерства путей сообщения РФ; Федерального же закона, которым работники железнодорожного транспорта были бы отнесены к категории работников, на которых распространяется действие пункта 14 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 765 от 07.07.1999, нет.
Таким образом, вывод суда о том, что акционерное общество необоснованно не исчислило страховые взносы со стоимости бесплатно предоставленного работникам железнодорожного транспорта бытового топлива, за что правомерно привлечено к налоговой ответственности по статье 122 НК РФ, является правильным.
Из изложенного следует, что у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены принятого судебного акта и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 14.09.2004 по делу N А04-2930/04-25/383 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 марта 2005 г. N Ф03-А04/04-2/4584
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании