Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 октября 2004 г. N Ф03-А51/04-1/3136
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю на решение от 01.07.2004, постановление от 10.08.2004 по делу N А51-4394/2004 27-121 Арбитражного суда Приморского края, по иску Муниципального унитарного предприятия "Уссурийск-Водоканал" к администрации МО г. Уссурийск и Уссурийский район, департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю, третье лицо: Финансовое управление администрации МО г. Уссурийск и Уссурийский район о взыскании 143329 рублей.
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2004 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Уссурийск-Водоканал" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район, департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю о взыскании 143329 рублей убытков, возникших в результате предоставления льгот по оплате услуг водоснабжения и водоотведения гражданам в соответствии с ФЗ "О ветеранах" за декабрь 2002.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечено Финансовое управление администрации МО г. Уссурийск и Уссурийский район.
До вынесения решения истец в порядке ст. 49 АПК РФ уменьшил размер исковых требований до 119440,83 руб., исключив при этом из суммы требования налог на добавленную стоимость, и просил взыскать причиненные ему убытки с Министерства финансов РФ.
Решением от 01.07.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.08.2004, исковые требования МУП "Уссурийск-Водоканал" удовлетворены в сумме уточненных требований за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ. В иске к остальным ответчикам отказано.
При этом суды обеих инстанций исходили из того, что Министерство финансов РФ не обеспечило субъект РФ - Приморский край финансовыми средствами для реализации в полном объеме понесенных МУП "Уссурийск-Водоканал" и другими поставщиками коммунальных услуг расходов, связанных с реализацией льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", и в нарушение п. 2 ст. 10 указанного Закона не учло при формировании федеральных бюджетов на 2002 год отдельной строкой средства целевого назначения для взаиморасчетов с бюджетами субъектов РФ в части расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам.
Отказ в иске к администрации МО г. Уссурийск и Уссурийский район, департаменту финансов администрации Приморского края суд мотивировал тем, что свои обязательства по возмещению расходов истца в спорный период указанные ответчики исполнили за счет собственных средств в пределах своих финансовых возможностей.
Не согласившись с принятыми решением от 01.07.2004 и постановлением от 10.08.2004, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на п. 2 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О ветеранах", где предусмотрено, что расходы на оплату жилья и коммунальных услуг в домах независимо от вида жилищного фонда возмещаются за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Указывает на то, что постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливно- и газоснабжающим организациям, управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот, который устанавливает, что финансирование данных расходов производится за счет средств краевого бюджета.
Кроме того, заявитель ссылается на необоснованное включение в стоимость услуг, предъявленных к возмещению, налога на добавленную стоимость.
Стороны, надлежаще извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 01.02.2002 между МУП "Уссурийск-Водоканал" и администрацией МО г. Уссурийск и Уссурийский район заключен договор N 1 о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот населению в соответствии с ФЗ "О ветеранах", срок действия которого установлен до прекращения действия постановления губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387.
В связи с наличием невозмещенных расходов по предоставленным ветеранам льготам за декабрь 2002 года в сумме 119440,83 руб., МУП "Уссурийск-Водоканал" обратилось с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, суды первой и апелляционной инстанции правомерно руководствовались статьей 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающей возмещение расходов на реализацию указанных льгот за счет федерального бюджета.
Постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 и от 15.08.2001 N 584 предусмотрено, что на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Как видно из материалов дела, постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливно-газоснабжающим организациям, управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах", который устанавливает финансирование указанных расходов из средств краевого бюджета и дотаций Приморскому краю на возмещение потерь в связи с изменением объема и порядка формирования фонда компенсаций, поступающих из федерального бюджета, в порядке передачи субвенций муниципальным образованиям края.
Судом установлено, что расходы на реализацию ФЗ "О ветеранах" в составе расходов федерального бюджета в ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" N 194 от 30.12.2002 не утверждались, так же как и не предусматривались как отдельный вид расходов в составе финансовой помощи из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
Наряду с этим, статьей 26 Закона Приморского края "О краевом бюджете на 2002 год" от 26.11.2001 N 174-КЗ в составе расходов бюджета Приморского края за счет собственных средств предусмотрено финансирование муниципальных образований на выполнение ими государственных полномочий по реализации ФЗ "О ветеранах" в сумме 440789 тыс. рублей, в том числе муниципальному образованию г. Уссурийск и Уссурийский район - 41292 тыс. руб., из них 34746 тыс. руб. на финансирование предприятий жилищно-коммунального хозяйства для предоставления льгот ветеранам.
Согласно Приложению N 5 к Закону Приморского края от 12.08.2003 N 68-КЗ "Об исполнении краевого бюджета за 2002 год" указанные средства доведены до муниципального образования в запланированном объеме, вместе с тем, они не удовлетворили потребность МО г. Уссурийск и Уссурийский район по возмещению расходов организациям, предоставившим льготы по жилищно-коммунальным услугам.
Поскольку денежные средства из федерального бюджета на финансирование льгот ветеранам по оплате жилищно-коммунальных услуг Приморскому краю целевым назначением в 2002 году не передавались, суд правомерно удовлетворил согласно ст.ст. 16, 1069 ГК РФ требования истца за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Все доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде обеих инстанций и им дана надлежащая правовая оценка. Новых доводов, имеющих существенное значение для данного спора, в жалобе не имеется.
На основании изложенного, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 01.07.2004 и постановление апелляционной инстанции от 10.08.2004 по делу N А51-4394/2004 27-121 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 октября 2004 г. N Ф03-А51/04-1/3136
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании