Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 мая 2004 г. N Ф03-А51/04-1/1074
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 04.12.2003, постановление от 04.02.2004 по делу N А51-2030/03 17-16 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице Уссурийского отделения "Дальэнергосбыт" к Администрации муниципального образования г. Уссурийска и Уссурийского района, Финансовому управлению администрации муниципального образования г. Уссурийска и района, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 1529525 руб. 07 коп.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление мотивированного постановления кассационной инстанции откладывалось до 18.05.2004.
Открытое акционерное общество "Дальэнерго" в лице Уссурийского отделения "Дальэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации МО г. Уссурийск и Уссурийский район, Финансовому управлению МО г. Уссурийск, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ о взыскании 1529525 руб. 07 коп., составляющих некомпенсированные расходы за период июнь-декабрь 2002 г., связанные с реализацией льгот населению по оплате электроэнергии, предоставленных в соответствии ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
До вынесения решения, истец уменьшил сумму иска до 1361357 руб. 07 коп.
Решением суда от 04.12.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции суда от 04.02.2004, требования истца удовлетворены полностью за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Суд исходил из того, что денежные средства из федерального бюджета не выделены в бюджет субъекта в необходимом размере для реализации ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
Законность и обоснованность судебных актов проверяется в кассационной инстанции в порядке ст.ст. 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, полагающего их отменить, как необоснованные и незаконные, в иске к РФ истцу отказать.
При этом, заявитель ссылается на принятое во исполнение ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" постановление Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 пункт 16, предусматривающее отнесение расходов, связанных с предоставлением инвалидам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, проживающим в государственном (краевом, областном), муниципальном жилом фонде за счет казны субъекта федерации, что соответствует также ст. 7 Бюджетного кодекса РФ об исключительном праве Российской Федерации по разграничению расходных полномочий между бюджетами РФ, субъекта РФ и муниципального образования по предмету совместного ведения, каковым в соответствии со ст. 72 Конституции является социальная защита населения.
По мнению заявителя, Российская Федерация свою часть обязательств выполнила, утвердив в федеральном бюджете в фонде компенсаций Приморскому краю субвенции на реализацию указанного закона 160752 тыс. руб., которые полностью доведены в бюджет субъекта.
Поэтому вывод суда о неисполнении Российской Федерацией обязательств по финансированию указанных льгот, не соответствует закону.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, не находит оснований к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, находя их законными и обоснованными.
Как следует из материалов дела, ОАО "Дальэнерго" за счет собственных средств в июне-декабре 2002 году в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ" N 181-ФЗ от 24.11.1995 предоставило гражданам, имеющим согласно названному закону право на 50% скидку, льготы по оплате электрической энергии.
В связи с предоставлением указанных льгот истец не получил доход в сумме 1361357 руб. 07 коп., не возмещенный государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов, что явилось основанием обращения с настоящим иском.
Право на получение скидки не ниже 50% при оплате жилищно-коммунальных услуг имеют инвалиды всех категорий и семьи, имеющие детей-инвалидов, согласно ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 N 181-ФЗ
Источник финансирования данных льгот настоящий закон не определил.
Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 (п. 16), изданным во исполнение указанного закона, предусмотрено, что льготы возмещаются в порядке, установленном субъектом РФ и органами местного самоуправления.
Указанное Постановление также не называет источник финансирования этих льгот.
Вместе с тем, постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставления источников финансирования.
Исходя из ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.01.1999 (действующим до 07.07.2003), главы VI.1 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ в редакции от 04.07.2003, финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии с п. 4 статьи 130, статей 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Судом правильно решен вопрос о возмещении истцу убытков за счет казны Российской Федерации, возникших в связи с исполнением ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 N 181-ФЗ.
Как установлено судом на основе анализа Законов Приморского края "О краевом бюджете на 2002 год" от 26.11.2001 N 174-КЗ, "Об исполнении краевого бюджета в 2002 году", а также приложений к ним, финансовые средства, поступившие субъекту из Фонда компенсаций федерального бюджета на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в размере 160752 тыс. руб., направлены на исполнение названного закона, которые направлены последним в бюджеты муниципальных образований, в том числе МО г. Уссурийск и Уссурийского района - 6487,0 тыс. руб.
Доказательств нецелевого использования субъектом РФ и муниципальным образованием указанных средств Министерство финансов РФ не представило.
Поскольку органами государственной власти не обеспечено финансовыми средствами в полном объеме исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", судом правомерно возмещены истцу убытки за счет казны Российской Федерации.
В соответствии со ст. 125 Гражданского кодекса РФ гражданская правоспособность Российской Федерации, субъекта РФ, муниципальных образований осуществляется через их органы, в соответствии с компетенцией последних.
Как разъяснено в п. 12 Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 в случае предъявления истцом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ответчиками по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект РФ или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Указанное не противоречит статье 10 Бюджетного кодекса РФ, а также Положению о Министерстве финансов РФ, согласно которому Минфин РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
В связи с чем, доводы Минфина РФ о необоснованном возложении на него ответственности, несостоятельны.
Также судом кассационной инстанции не могут быть приняты доводы заявителя жалобы о неправомерном включении истцом в сумму иска налога на добавленную стоимости. Суд при рассмотрении дела не установил, что НДС включен в стоимость предъявленных к возмещению компенсационных сумм. Доказательства подтверждения названных доводов заявителя в материалах дела отсутствуют.
Поскольку решение и постановление суда приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, оснований для их отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 04.12.2003, постановление от 04.02.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-2030/03 17-16 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 мая 2004 г. N Ф03-А51/04-1/1074
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании