Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 марта 2005 г. N Ф03-А73/04-2/4585
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в районе имени Лазо Хабаровского края на решение от 19.10.2004 по делу N А73-9637/2004-18 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в районе имени Лазо Хабаровского края к Краевому государственному унитарному сельскохозяйственному предприятию "Лермонтовское", 3-е лицо: Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Хабаровскому краю о взыскании 222899,05 руб.
Резолютивная часть постановления от 23.03.2005. Мотивированное постановление изготовлено 30.03.2005.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в районе имени Лазо Хабаровского края (далее - учреждение, управление) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом уточнения, о взыскании с Краевого государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Лермонтовское" пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 68784,41 руб., из которых 66258,20 руб. - пени по уплате страховой части пенсии, 2526,21 руб. - пени по уплате накопительной части пенсии.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Хабаровскому краю.
Решением суда от 19.10.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд исходил из того, что управлением неправомерно начислялась пеня на страховые взносы по итогам каждого месяца, а не по итогам квартала. Кроме того, расчеты спорных сумм пени не соответствуют размерам пени, указанным в требованиях налогового органа. Суд также установил, что поскольку в требованиях не определен период начисления пени, осуществить проверку начисления вышеуказанных компенсационных сумм не представляется возможным. Кроме того, основанием к отказу явились значительные расхождения в расчетах пени инспекции по налогам и сборам и управления.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с решением суда, учреждение подало кассационную жалобу, в которой просит судебный акт первой инстанции отменить, как принятый с нарушением норм законодательства о налогах и сборах. По мнению заявителя жалобы, суд, признавая необоснованность требований учреждения по взысканию пени, неправомерно отказал в удовлетворении заявления по мотиву значительной разницы между суммами пени, указанными в требованиях налогового органа и заявленными к взысканию управлением, поскольку факт несвоевременной уплаты страховых взносов подтверждается материалами дела.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия не принимали.
Рассмотрев дело в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из нижеследующего.
Из материалов дела установлено, что предприятие, являясь плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, имело задолженность по уплате этих взносов за 3 квартал 2003 года, в том числе, взносов начисленных на страховую часть в сумме 142525,43 руб., на которую налоговым органом была начислена пеня в сумме 66258,20 руб.
В связи с неуплатой вышеуказанных страховых взносов инспекцией по налогам и сборам было выставлено требование об уплате страховых взносов и пени от 27.10.2003 N 1513 в вышеназванных суммах. Кроме того, в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов налоговым органом выставлены требования об уплате пени от 28.04.2004 N 647 на сумму 11589,21 руб. и от 30.04.2004 N 815 - 2526,21 руб.
Поскольку данные суммы задолженности и пени не уплачены в сроки, указанные в требованиях, учреждение обратилось за их взысканием в судебном порядке.
До вынесения судебного решения, управление заявило ходатайство, которое суд удовлетворил, об уменьшении размера взыскиваемых сумм, в связи с погашением предприятием задолженности по страховым взносам в размере 142525,43 и включением пени в сумме 11589,21 руб. в программу реструктуризации.
Рассмотрев заявленные требования, суд установил, что пеня начислена учреждением неправомерно, поскольку начисление пени производилось по итогам месяца, а не по итогам квартала, то есть с нарушением порядка, установленного положениями Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
После представления уточненного расчета пени по страховой части пенсии пени составили 76320,47 руб., по накопительной - 14188,05 руб.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции исходил из того, что представленные расчеты пени не соответствуют требованиям, выставленным налоговым органом и установил невозможность осуществить проверку начисления спорных сумм из-за отсутствия в требовании налогового органа периода, за который начислялась пеня, а также сумму задолженности, с которой исчислены суммы пени.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд указал на несоответствие сумм пени, указанных в требованиях налогового органа и расчетах учреждения.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о недоказанности заявленных учреждением требований.
Данный вывод суда соответствует материалам дела и нормам действующего законодательства.
В силу части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на орган, обратившийся с таким требованием.
При этом согласно части 6 настоящей статьи Кодекса арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие оснований для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Из материалов дела усматривается, что налоговым органом и предприятием 25.12.2003 заключено типовое соглашение о списании задолженности по пени и штрафам, составлен график погашения задолженности по уплате обязательных платежей в разные уровни бюджетов и инспекцией по налогам и сборам принято решение от 12.02.2004 N 1 о списании задолженности по пеням и штрафам, образовавшимся по состоянию на 01.12.2003.
При этом из материалов дела следует и подтверждается письмом от 23.09.2004 N 06-111/4420 налогового органа, что сумма пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 72587,70 руб. подлежит реструктуризации в соответствии с Федеральным законом от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей".
При таких обстоятельствах у учреждения отсутствовали основания для обращения с заявлением о взыскании с предприятия пени, включенной налоговым органом в программу реструктуризации.
В связи с изложенным, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Поскольку доводы жалобы явились предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции, у суда кассационной инстанции в силу возложенных полномочий отсутствуют основания для их переоценки.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 19.10.2004 по делу N А73-9637/2004-18 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 марта 2005 г. N Ф03-А73/04-2/4585
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании