Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 мая 2004 г. N Ф03-А73/04-2/863
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от АС "П": О.С. Молчанова, юрисконсульт по доверенности б/н от 01.01.2004, от ИМНС РФ по городу Комсомольску-на-Амуре: Е.Г.Клименко, главный госналогинспектор по доверенности N 03-11/4087 от 02.03.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Комсомольску-на-Амуре на решение от 15.12.2003 по делу N А73-9716/2003-12 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Артели старателей "П" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Комсомольску-на-Амуре о признании недействительным ненормативного акта налогового органа.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 14.05.2004.
Артель старателей "П" в форме производственного кооператива обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом уточненных требований, о признании незаконными действий Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г. Комсомольску-на-Амуре, выразившихся в начислении пени по налогу на пользователей автомобильных дорог по лицевому счету заявителя в сумме 57160,9 рублей, и о признании недействительным решения данного налогового органа N 08-39/7910 от 01.08.2003.
Решением суда от 15.12.2003 требования артели старателей "П" удовлетворены в полном объеме. При этом суд установил, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для начисления пени, поскольку, во-первых, сроки уплаты налога на пользователей автодорог законодательно не установлены, а, во-вторых, на лицевом счете налогоплательщика в оспариваемые периоды имелась переплата по налогу. Кроме того, суд указал, что налоговый орган необоснованно руководствовался нормативным актом субъекта РФ, который в силу статьи 15 Конституции РФ не подлежит применению.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе инспекция по налогам и сборам просит решение суда как принятое с неправильным применением норм материального права отменить, в удовлетворении требований артели старателей "П" отказать. По мнению заявителя жалобы, суд неправомерно не применил положения Инструкции Министерства РФ по налогам и сборам N 59 от 04.04.2000, Порядка образования и использования средств федерального дорожного фонда, утвержденного постановлением Верховного Совета РСФСР от 23.01.1992 N 2235-1 и Решения Хабаровской краевой Думы N 16 от 28.06.1995, которыми установлен единый налоговый период и сроки уплаты налога на пользователей автодорог. Данные нормы материального права, считает заявитель, имеют статус нормативных актов и подлежат применению в данных правоотношениях. В судебном заседании представитель налогового органа доводы жалобы поддержала в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу, а также в судебном заседании артель старателей "П" против доводов жалобы возражает, считая принятый судебный акт законным и обоснованным.
Проверив законность состоявшегося судебного акта, суд кассационной инстанции оснований для его отмены не установил.
Как следует из материалов дела, по лицевому счету артели старателей "П" числилась переплата пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 64694,9 рублей. На запрос Артели об обоснованности размера начисленных пеней, письмом от 04.04.2003 N 12-13/2884 налоговый орган представил расчет, согласно которому пени начислены за период 2001-2002 годы за несвоевременную уплату налогоплательщиком налога на пользователей автодорог. Так, артель старателей "П" уплачивала налог на пользователей автодорог ежеквартально, в то время, как, по мнению налогового органа, должна была уплачивать этот налог ежемесячно как в федеральный дорожный фонд, так и в территориальный дорожный фонд. Также инспекцией по налогам и сборам произведен перерасчет пени, сумма задолженности по пени составила 54104,25 рублей.
Письмом от 08.05.2003 N 41 артель старателей "П" старателей просит налоговый орган переплату, числящуюся у плательщика по налогу на пользователей дорог, зачесть в уплату пени по этому же налогу.
Далее, не согласившись с действиями налогового органа по начислению пени, Артель "П" обратилась с заявлением о возврате пени в сумме 57160,9 рублей в связи с ее неправомерным начислением.
Решением от 01.08.2003 N 08-39/7910 налоговым органом отказано в возврате ранее зачтенной пени в связи с отсутствием оснований в силу статьи 78 Налогового кодекса РФ.
Считая указанное решение налогового органа незаконным, нарушающим права и интересы налогоплательщика, артель старателей "П" обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у налогового органа правовых оснований для начисления пени.
В силу статьи 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 N 2118-1 налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации, являются федеральными налогами. Порядок налогообложения по налогу на пользователей автодорог установлен Законом РФ N 1759-1 от 18.10.1991 "О дорожных фондах в РФ". Данным Законом срок уплаты налога не определен. Вместе с тем, согласно положениям указанного Закона, субъекты Российской Федерации наделены полномочиями определять порядок образования и использования территориальных дорожных фондов, устанавливать ставки и сроки уплаты соответствующих налогов.
При этом, принятым во исполнение статьи 2 Закона РФ N 1759-1 от 18.10.1991 Законом Хабаровского края от 23.04.1996 N 41 "О территориальном дорожном фонде" срок уплаты налога на пользователей автодорог также не определен.
Однако, учитывая, что отчисления налога на пользователей автодорог в территориальный фонд не являются самостоятельным налогом, их уплата должна производиться в те же сроки, что и отчисления в федеральный фонд.
Порядок образования и использования Федерального дорожного фонда РФ определяется федеральным законом (пункт 1 статьи 2 Закона РФ N 1759-1 от 18.10.1991). Такой Порядок был утвержден постановлением Верховного Совета РФ от 23.01.1992 N 2235-1, в пункте 1 которого установлен срок уплаты налога на пользователей автодорог - ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц. Приостановление действия названного постановления Верховного Совета РФ Федеральными законами не означает устранение обязанности по уплате налога на пользователей автодорог и не меняет сроки уплаты этого налога.
Кроме того, сроки уплаты данного налога установлены пунктом 38 Инструкции МНС РФ от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", применение которой не противоречит статье 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ", статьям 1, 4 Налогового кодекса РФ. В связи с чем применение данной Инструкции налоговым органом признается судом правомерным. Согласно данной Инструкции срок уплаты налога на пользователей автодорог - ежемесячно до 15 числа следующего месяца.
Учитывая вышеизложенное, нельзя признать обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что сроки уплаты вышеуказанного налога не установлены действующим законодательством.
Признавая недействительным решение налогового органа, суд первой инстанции также исходил из того, что решение Малого Совета Хабаровского краевого Совета народных депутатов N 113 от 29.06.1993 "Об утверждении порядка образования и использования территориального дорожного фонда", утвердившее порядок образования и использования территориального дорожного фонда и определившее срок уплаты налога на пользователей автодорог, не подлежало применению, поскольку в нарушение статьи 15 Конституции РФ не было опубликовано официально для всеобщего сведения.
Данный вывод суда также нельзя признать правомерным, поскольку обстоятельства, положенные в его основу, не подтверждены материалами дела. По этом же основаниям не принимается во внимание ссылка заявителя кассационной жалобы на решение Хабаровской краевой Думы от 28.06.1995 N 16 "О территориальном дорожном фонде".
Между тем, ошибочные выводы суда не привели к принятию неправильного решения, в связи с чем оснований для отмены оспариваемого судебного акта не имеется.
Как установлено судом первой инстанции из представленных в деле доказательств, на лицевом счете артели старателей "П" за весь проверяемый период числилась переплата по налогу на пользователей автодорог и пени, предусмотренные статьей 75 Налогового кодекса РФ, не подлежат взысканию, поскольку недоимка по данному налогу отсутствует.
Далее, как указывалось выше, решением от 01.08.2003 N 08-39/7910 налоговый орган отказал Артели в возврате начисленной пени в сумме 57160,9 рублей. При этом в силу пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету, возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Судом установлено, что недоимка у налогоплательщика по налогу на пользователей отсутствует, задолженности по пени по налогу нет. На этом основании суд пришел к правильному выводу о незаконности решения налогового органа об отказе в возврате пени по налогу на пользователей автодорог, зачтенной в переплату по этому же налогу.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15.12.2003 по делу N А73-9716/2003-12 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 мая 2004 г. N Ф03-А73/04-2/863
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании