Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 мая 2004 г. N Ф03-А24/04-2/891
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от: индивидуального предпринимателя Ш.И. Васякина Ю.В. главный бухгалтер по доверенности от 08.12.2003 б/н, Васякин Е.Н. старший юрисконсульт по доверенности от 16.09.2002 б/н, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Петропавловску-Камчатскому на решение от 29.01.2004 по делу N А24-290/03-12 Арбитражного суда Камчатской области, по заявлению Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Петропавловску-Камчатскому к индивидуальному предпринимателю Ш.И. о взыскании недоимок по сборам, пени, штрафов.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление в полном объеме изготовлено 17 мая 2004 года.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Петропавловску-Камчатскому (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) обратилась к индивидуальному предпринимателю Ш.И. с заявлением о взыскании недоимок по сборам, пени, штрафов в общей сумме 60429 руб. 54 коп.
Решением Арбитражного суда Камчатской области в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что индивидуальный предприниматель Ш.И. является налогоплательщиком единого налога на вмененный доход, но так как Закон Камчатской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Камчатской области" от 24.02.1999 N 30 в части подпункта "е" пункта 1.2 части 1 статьи 3 противоречит Федеральному закону "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" от 31.07.1998 N 148-ФЗ (статья 3 пункт 1 подпункт 6), то доначисление взносов, а соответственно начисление пени и привлечение к ответственности произведено налоговым органом неправомерно, за исключением признания предпринимателем суммы 23739 руб. 39 коп. (признание заявленных требований принято судом).
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция по налогам и сборам просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. По мнению заявителя жалобы, Закон Камчатской области N 30 от 24.02.1999 не ограничивает круг налогоплательщиков, а лишь уточняет сферу деятельности, что предоставлено субъектам Российской Федерации Федеральным законом N 148-ФЗ от 31.07.1998, поэтому предприниматель Ш.И. извлекал доходы от разных видов деятельности, доход от которых подлежал раздельному учету и налогообложению.
Извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы налоговый орган в заседании суда кассационной инстанции участия не принимал.
Индивидуальный предприниматель Ш.И. в отзыве на кассационную жалобу и его представители в заседании суда кассационной инстанции отклоняют требования инспекции по налогам и сборам, считают принятый судебный акт законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на нее, заслушав представителей индивидуального предпринимателя Ш.И., проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятого по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя Ш.И., осуществляющего деятельность на основе Свидетельств о государственной регистрации N 424 от 12.02.1997 и N 1941 от 21.12.1999, по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.1999 по 31.12.2001.
Результаты проверки отражены в акте N 08-14/232 ДСП от 23.07.2002, на основании которого 13.08.2002 принято решение N 08-14/246/1828 ДСП о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно данному решению, индивидуальный предприниматель Ш.И. осуществлял предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг общественного питания в барах "Спорт-бар", "Капитан", "Боулинг", где производилась реализация алкогольной и табачной продукции. Данная деятельность не подпадает под действия Закона Камчатской области от 24.02.1999 N 30 "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Камчатской области" (далее - Закон Камчатской области N 30 от 24.02.1999). Таким образом, налоговый орган посчитал, что доходы, извлекаемые от реализации алкогольной и табачной продукции, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке на основе данных раздельного учета.
В результате нарушений (отсутствие раздельного учета) налогоплательщиком занижена налоговая база для исчисления единого социального налога, а также страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, фонды обязательного медицинского страхования, фонды социального страхования, соответственно начислены пени и налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 и статьей 123 Налогового кодекса РФ.
В адрес предпринимателя направлено требование N 08-14/247/1829 ДСП от 13.08.2002 о добровольной уплате доначисленных взносов, пени, штрафов в срок до 13.09.2002. Так как в установленный срок предложенные суммы уплачены не были, налоговый орган обратился за их взысканием в судебном порядке.
Арбитражным судом Камчатской области правомерно установлено, что, согласно Федеральному закону "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" N 148-ФЗ от 31.07.1998, плательщиками единого налога являются юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в следующих сферах, в том числе - общественное питание (деятельность ресторанов, кафе, баров, столовых, нестационарных точек общественного питания с численностью работающих до 50 человек). Деятельность индивидуального предпринимателя Ш.И. подпадает под действие указанной выше нормы материального права.
Согласно статье 1 данного Федерального закона, со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков этого налога не взимаются налоги, предусмотренные статьями 19-21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", за исключением перечисленных в Законе.
Единый налог на вмененный доход на территории Камчатской области был введен 1 апреля 1999 года Законом Камчатской области N 30 от 24.02.1999.
Подпунктом "е" пункта 1.2 части 1 статьи 3 Закона Камчатской области предусмотрено, что плательщиками налога являются, в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг общественного питания, кроме реализации алкогольной и табачной продукции.
Проверяя на соответствие действующему законодательству решение налогового органа N 08-14/246/1828 ДСП от 13.08.2002, арбитражный суд обоснованно исходил из того, что нормы областного Закона не подлежат применению как противоречащие Федеральному закону, в связи с чем сделал правильный вывод о том, что предприниматель Ш.И. не является плательщиком доначисленных налоговым органом взносов.
Согласно пункту "и" статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и другие нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения. В случае противоречия между Федеральным законом и иным нормативным актом, изданным в субъекте Российской Федерации, действует Федеральный закон.
Таким образом, введение региональным законом ограничения круга плательщиков единого налога в зависимости от вида товара, противоречит Федеральному закону и Налоговому кодексу РФ.
Принцип равного налогового бремени, вытекающий из статей 8 (части 2), 19 (части 1), 57 Конституции Российской Федерации, в сфере налоговых отношений, означает, что не допускается установление носящих дискриминационный характер правил налогообложения, в том числе в зависимости от характера (содержания) предпринимательской деятельности налогоплательщиков (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21.03.1997).
Рассматривая данное дело, Арбитражный суд Камчатской области правомерно руководствовался пунктом 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в соответствии с которым в случае, если арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд правомерно отказал налоговому органу во взыскании недоимок по страховым взносам, пени, штрафам, за исключением суммы - 23739 руб. 39 коп., признанной индивидуальным предпринимателем Ш.И.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 29.01.2004 по делу N А24-290/03-12 Арбитражного суда Камчатской области оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 мая 2004 г. N Ф03-А24/04-2/891
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании