Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 27 декабря 2004 г. N Ф03-А73/04-1/4025
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 23.07.2004, постановление от 27.09.2004 по делу NN А73-3212/2004-25, N А73-3213/2004 (АИ-1090/04-24) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску муниципального учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 15" к Министерству финансов РФ, администрации г. Хабаровска, Финансовому департаменту администрации г. Хабаровска, Правительству Хабаровского края, Министерству финансов Хабаровского края о взыскании 18043 руб., 203558 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2004 года.
Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 15" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с двумя исками к Министерству финансов РФ, Министерству финансов Хабаровского края, Правительству Хабаровского края, администрации г. Хабаровска, Финансовому департаменту г. Хабаровска о взыскании убытков в размере 18043 руб. и 203588 руб., связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льгот за медицинские услуги по зубопротезированию, за период с 2001 по 2003 г.г. в соответствии с ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий", "О социальной защите инвалидов в РФ".
Определением от 08.06.2004 исковые требования МУЗ "Городская поликлиника N 15" о взыскании убытков по делам N А73-3212/2004-25, N А73-3213/2004-25 объединены в одно производство на основании ст. 130 АПК РФ.
В порядке ст. 49 АПК РФ истец уменьшил сумму иска в части взыскания убытков по льготам, предоставленным инвалидам, до 197497 руб. в связи с допущенной ошибкой при расчете этой суммы.
Решением от 23.07.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.09.2004, исковые требования МУЗ "Городская поликлиника N 15" удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан (инвалиды, репрессированные), предусмотренные ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" N 181 от 24.11.1995, ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" N 1761-1 от 18.10.1991, выделялись не в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд неправильно подошел к оценке нормативных актов, регулирующих отношения по компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан за медицинские услуги по зубопротезированию.
Считает, что ответственным лицом по возмещению расходов, предоставленных МУЗ "Городская поликлиника N 15" по вышеуказанным услугам в соответствии с ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий", является субъект Российской Федерации, поскольку согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 03.05.1994 N 419 расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам производятся за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Указывает на то, что постановлениями главы администрации Хабаровского края N 432 от 31.08.1994 "О льготах реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшим от политических репрессий", N 409 от 06.12.1999 "Об упорядочении зубопротезной помощи населению Хабаровского края, имеющему льготы" обязанность по обеспечению финансирования льготного зубопротезирования возложена на местные бюджеты.
Обращает внимание суда кассационной инстанции на то, что Постановлением Правительства РФ от 14.11.1999 N 1254 утверждено Положение, которым определено, что финансирование расходов по изготовлению и ремонту протезно-ортопедических изделий для инвалидов производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных и переданных на эти цели Министерству труда и социального развития РФ.
Так поскольку ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" предусматривают в составе расходов Министерства труда и социального развития РФ расходы на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий для инвалидов, поэтому, по мнению заявителя жалобы, ответственность по возмещению убытков МУЗ "Городская поликлиника N 15" не может быть возложена на Министерство финансов РФ.
В судебном заседании кассационной инстанции представители Финансового департамента администрации г. Хабаровска, Министерства финансов Хабаровского края выразили согласие с принятыми решением от 23.07.2004, постановлением апелляционной инстанции от 27.09.2004 и просили оставить их без изменения.
МУЗ "Городская поликлиника N 15", Министерство финансов РФ, Правительство Хабаровского края, администрация г. Хабаровска, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит принятые судебные акты подлежащими отмене, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, в период с 2001 по 2003 г.г. МУЗ "Городская поликлиника N 15" осуществляло ортопедическую деятельность по льготному изготовлению и ремонту зубных протезов отдельным категориям граждан, проживающим в г. Хабаровске, в соответствии с ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" на сумму 18043 руб., ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" на сумму 197497 руб. Данное обстоятельство подтверждается актами сверок, подписанными между истцом и Управлением социальной защиты администрации г. Хабаровска, списками льготной категории граждан, пользующихся медицинскими услугами по зубопротезированию, с приложением счетов-фактур за предоставление льгот.
В связи с наличием невозмещенных расходов по предоставленным льготам за указанный период, МУЗ "Городская поликлиника N 15" обратилось с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя на основании ст.ст. 16, 1069 ГК РФ требования истца за счет казны Российской Федерации, суды обеих инстанций правомерно руководствовались статьей 28 ФЗ "О социальной защите инвалидов РФ", статьями 16, 17 ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий", предоставляющих право на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий и других видов протезных изделий за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 14.11.1999 N 1254 "О порядке финансирования расходов на ремонт и изготовление протезно-ортопедических изделий для инвалидов" установлено, что финансирование производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству труда и социального развития РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Министерством труда РФ денежные средства на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" на оказание услуг по зубопротезированию инвалидам в спорный период Хабаровскому краю не передавались, что подтверждается актом сверки на 01.01.2003 о поступлении средств из федерального бюджета, подписанным УФК по Хабаровскому краю.
Министерством финансов РФ также не представлены доказательства о направлении в Хабаровский край целевым назначением денежных средств для возмещения стоимости оказания протезно-ортопедических услуг инвалидам в необходимом объеме.
Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
Пунктом 4 ст. 130, ст. 133, ст. 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственность за их предоставление в п. 2 постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 возложена на Министерство финансов РФ.
Постановлением Правительства РФ N 419 от 03.05.1994 утверждено Положение о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, пунктом 14 которого предусмотрено, что расходы, связанные с предоставлением льгот вышеуказанным лицам производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Согласно ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между государственными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.01.1999 N 119-ФЗ обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, есть реализация полномочий РФ в области социальной защиты и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
Как следует из материалов дела, в бюджет Хабаровского края в 2001 году из федерального бюджета средства для исполнения ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" не передавались. В соответствии с ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" Хабаровскому краю из федерального бюджета в 2002 году перечислено 25035,6 тыс. руб., в 2003 году эта сумма составила 37932,6 тыс. руб.
Доказательств нецелевого использования субъектом федерации - Хабаровский край, равно как и муниципальным образованием г. Хабаровск данных денежных средств в деле не имеется.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило в спорный период субъект РФ финансовыми средствами в полном объеме для реализации ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий", а последний не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет г. Хабаровска, поэтому арбитражный суд правомерно возложил ответственность за причиненные истцу убытки на Министерство финансов РФ и удовлетворил иск за счет казны РФ согласно ст.ст. 16, 1069 ГК РФ.
Что касается иных доводов кассационной жалобы, то они были предметом исследования при рассмотрении спора и получили соответствующую фактическим обстоятельствам дела оценку на основании правильно примененных судом норм права.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 23.07.2004 и постановление апелляционной инстанции от 27.09.2004 по делу N А73-3212/2004-25, N А73-3213/2004-25 (АИ-1090/04-24) Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 декабря 2004 г. N Ф03-А73/04-1/4025
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании