Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 7 июня 2000 г. N Ф03-А04/00-2/871
(извлечение)
Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г. Свободному на решение, постановление от 27.12.99 г., 30.03.2000 г. по делу N А04-3764/99-9/285 Арбитражного суда Амурской области, по иску Государственной налоговой инспекции по г. Свободному к Частному предпринимателю К.Л. о взыскании 4174 руб. 50 коп.
В Арбитражный суд Амурской области обратилась Государственная налоговая инспекция по г. Свободному (она же Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по г. Свободному) с иском к гражданину-предпринимателю К.Л. о взыскании 4174 руб. 50 коп. - штрафа за осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой машины.
Решением от 27.12.1999 иск частично удовлетворен.
Учитывая имущественное положение ответчика и характер совершенного ею правонарушения, суд взыскал с Кавелиной Л.А. штраф в сумме 2087 рублей 25 копеек. В остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.03.2000 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по г. Свободному просит отменить судебные акты в части отказа в иске и удовлетворить иск в полном объеме.
При этом заявитель жалобы считает, что суд неправильно применил п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 04.08.1999 N 10 "О некоторых вопросах практики применения Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и не применил ст. 33 КоАП РСФСР, в соответствии с которой взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормативным актом.
Проверив законность состоявшихся по делу решения и постановления апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене в части отказа в иске. Исковые требования подлежат удовлетворению в полком объеме.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки соблюдения Закона "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", проведенной представителями налоговой инспекции и отдела цен Администрации г. Свободного в ателье по пошиву головных уборов "Валентина", на основании акта от 25.10.1999 г., налоговой инспекцией по г. Свободному бьшо принято решение N 16 от 27.10.1999 г. о взыскании с частного предпринимателя К.Л. штрафа в сумме 4174 рубля 50 копеек за осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой машины.
Поскольку ответчик в добровольном порядке штоаф не уплатил, налоговая инспекция обратилась за взысканием штрафа в судебном порядке.
Принимая судебные акты, обе инстанции исходили из того, что ответчиком было допущено нарушение действующего законодательства при осуществлении денежных расчетов с населением при оказании услуг.
В соответствии с пунктом 1 Перечня лиц, которые могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденного постановления Совета Министров-Правительства РФ от 30.07.1993 N 745, выдача документа строгой отчетности при денежных расчетах с населением предусмотрена при сказании услуг.
В данном случае Каверна Л.А. допускала применение бланков (фактур), не предусмотренных законодательством.
При указанных обстоятельствах налоговый ооган правомерно привлек К.Л. к административной ответственности.
По результатам оценки характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени вины и имущественного положения, суд снизил размер штрафных санкций по сравнению с указанным в исковом заявлении.
Между тем, суд не учел следующие обстоятельства.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.1998 N К-П по делу о проверке конституционности отдельных положений абзаца шестого статьи 6 и абзаца второго части первой статьи 7 Закона Российской Федерации от 18.06.1993 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" в связи с запросом Дмитровского районного суда Московской области и Злобам граждан положение, содержащееся в абзаце 2 ч. 1 ст. 7 вышеуказанного Закона, согласно которому предприятия, ведущие денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовой машины, подвергаются штрафу в 350-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда, было признано несоответствующим Конституции РФ. Установлено, что штраф за совершение правонарушения, указанного в абзаце 2 ч. 1 ст. 7 Закона, налагается в размере, предусмотренном статьей 146-5 КоАП РФ, то есть от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.
Привлекая К.Л. к ответственности, налоговый орган определил минимальный размер взыскания за данное правонарушение, тс есть в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность.
В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях наказание не может быть назначено ниже низшего предела.
Таким образом, суд неправильно применил п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 04.08.1999, из смысла которого следует, что суд вправе снизить размер штрафных санкций по сравнению с указанным в исковом заявлении до минимального размера, установленного нормативным актом.
При указанных обстоятельствах иск налоговой инспекции подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 27.12.1999 г. постановление апелляционной инстанции от 30.03.2000тпо делу N А04-3764/99-9/285 отменить в части отказа в иске Государственной налоговой инспекции по г. Свободному о взыскании с К.Л. 2037 рублей 25 копеек. В этой части иск удовлетворить.
В остальной части решение и постановление оставить без изменения.
Взыскать с К.Л. в пользу Государственной налоговой инспекции по г. Свободному 2087 рублей 25 копеек.
Довзыскать с К.Л. в доход федерального бюджета госпошлину за рассмотрение дела в суде первой инстанции - 104 рубля 36 копеек, в апелляционной инстанции - 52 рубля 18 копеек, в кассационной инстанции - 52 рубля 18 копеек; всего: 208 рублей 73 копейки.
Арбитражному суду Амурской области выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 июня 2000 г. N Ф03-А04/00-2/871
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании