Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 12 мая 1999 г. N Ф03-А59/99-2/504
(извлечение)
Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по г. Южно-Сахалинску на решение от 17.02.99 г. по делу N А59-69/99-С14 Арбитражного суда Сахалинской области, по иску Индивидуального частного предприятия "КК", г. Южно-Сахалинск к Государственной налоговой инспекции по г. Южно-Сахалинску о возврате из бюджета 32725 рублей.
Индивидуальное частное предприятие "КК" обратилось с иском к Государственной налоговой инспекции по г. Южно-Сахалинску о возврате из бюджета 32725 рублей, взысканных по решениям ответчика в 1995 г. и 1996 г. за нарушение Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 17.02.99 г. исковые требования удовлетворены полностью в связи с признанием иска ответчиком., который решениями N 06-08 от 15.11.98 г. и 16.11.98 г. внес изменения в решения от 26.10.95 г. и 26.10.96 г. и уменьшил размер подлежащих взысканию штрафных санкций до 100-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, что составило соответственно 5500 рублей и 7590 рублей.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Правильность принятого судебного решения проверяется по жалобе ответчика, который просит его отменить, сославшись на неправильное применение судом норм материального права, и принять новое решение об отказе истцу в иске.
Налоговая инспекция считает, что действующим законодательством не предусмотрен возврат добровольно уплаченных или взысканных в бесспорном порядке штрафных санкций, наложенных за нарушение нормативных актов, признанных впоследствии несоответствующими Конституции Российской Федерации, исполнение которых произведено в период действия данных нормативных актов.
Одновременно налоговая инспекция просит рассмотреть кассационную жалобу без участия ее представителя.
Истец отзыв на жалобу не представил и участия в судебном заседании не принял, хотя извещен о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.
Рассмотрев материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанций считает, что принятое судебное решение подлежит отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела установлено, что по решениям Госналогинспекции по г. Южно-Сахалинску от 26.10.95 г. и 26.10.96 г. с ИЧП "КК" за осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой машины взыскан штраф в размере соответственно 19250 рублей и 26565 рублей.
Финансовые санкции оплачены истцом в полном объеме.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.98 г. N 14-п установленный Законом РФ от 18.06.93 г. "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" штраф в 350-кратном размере минимальной месячной оплаты труда признан не соответствующим Конституции Российской Федерации. и установлено, что за осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой машины налагается штраф в размере, предусмотренном статьей 146 Кодекса РСФСР "Об административных правонарушениях", т.е. от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.
На основании данного постановления Конституционного Суда Российской Федерации и уменьшения налоговой инспекцией размера штрафных санкций, подлежащих взысканию с ИЧП "КК", последняя обратилась с иском в арбитражный суд о возврате из бюджета 32725 рублей как излишне уплаченных штрафных санкции.
Сам факт совершения истцом правонарушения ответственность за которое предусмотрена Законом "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", частным предприятием не оспаривается.
Согласно статье 120 Конституция Российской Федерации суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, принимает решение в соответствии с законом.
Поскольку решения налоговой инспекции N 06-08 от 15.11.98 г. и 16.11.98 г. являются документами, обосновывающими требования истца о возврате из бюджета финансовых санкций, то есть являются доказательствами по делу, арбитражный суд должен был дать им правовую оценку.
Признание неконституционными нормативных и других правовых документов или их отдельных положений в силу части 3 статьи 79 Федерального Конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" означает, что данные акты или их отдельные положения утрачивают силу.
Частью 1 статьи 79 этого же Закона установлено, что решение Конституционного Суда вступает в силу немедленно после его провозглашения.
Следовательно, положение, закрепленное в абзаце 2 части 1 статьи 7 Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных, расчетов с населением" утратило силу с 12.05.98 г.
Поскольку решения налоговой инспекции от 26.10.95 г. и 26.10.96 г. о взыскании штрафных санкций с ИЧП "КК" исполнены в полном объеме до 12.05.98 г., у налоговой инспекции отсутствовали правовые основания для внесения изменений в уже исполненные решения.
Арбитражный суд, не дав правовую оценку данному факту, необоснованно удовлетворил исковые требования о возврате из бюджета различных уровней 32725 рублей как излишне уплаченных штрафных санкций.
Расходы по уплате госпошлины по иску в сумме 1409 рублей, кассационной жалобе 704 рублей 50 копеек следует отнести на истца.
Поскольку арбитражным судом первой инстанции выданы исполнительные листы о возврате из бюджетов различных уровней 32725 рублей штрафных санкций и госпошлины по иску в сумме 1409 рублей, а кассационная инстанция не располагает сведениями, исполнены ли они или нет. Арбитражному суду Сахалинской области необходимо произвести поворот исполнения судебного акта в соответствии со статьями 208-209 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 95, 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по г. Южно-Сахалинску удовлетворить, решение Арбитражного суда Сахалинской области от 17.02.99 г. по делу N А59-69/99-С14 отменить.
В удовлетворении исковых требований Индивидуального частного предприятия "КК" о взыскании 32725 рублей отказать.
Взыскать с Индивидуального частного предприятия "КК" в доход федерального бюджета расходы по госпошлине за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 704 рублей 45 копеек.
Выдать исполнительный лист.
Арбитражному суду Сахалинской области произвести поворот исполнения судебного акта в соответствии со статьями 208-209 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 мая 1999 г. N Ф03-А59/99-2/504
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании