Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 20 апреля 2005 г. N Ф03-А24/05-2/441
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ФГУП ВМСУ "Д" - Конон К.А. - заместитель начальника управления, доверенность б/н от 17.01.2005, Ветренно Ю.Б. - помощник по правовой работе, доверенность б/н от 25.03.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Федерального государственного унитарного предприятия "Военно-морское строительное управление "Дальневоенморстрой", Управления Федеральной налоговой службы по Камчатской области и Корякскому автономному округу на решение от 12.04.2004, постановление от 22.11.2004 по делу N А24-3057, 3527/01-12 Арбитражного суда Камчатской области, по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Военно-морское строительное управление "Д" к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Камчатской области и Корякскому автономному округу о признании недействительным решения встречное заявление Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Камчатской области к Федеральному государственному унитарному предприятию "Военно-морское строительное управление "Д" о взыскании 987489 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2005 года.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Военно-морское строительное управление "Д" (дочернее предприятие Федерального государственного унитарного предприятия "Дальневосточное строительное управление Министерства обороны Российской Федерации) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Камчатской области о признании недействительным решения Управления МНС России по Камчатской области и Корякскому автономному округу.
Управление МНС РФ по Камчатской области и Корякскому автономному округу (в настоящее время - Управление Федеральной налоговой службы по Камчатской области и Корякскому автономному округу) заявило встречное заявление о взыскании с Федерального государственного унитарного предприятия "Военно-морское строительное управление "Д" налоговых санкций в сумме 987489 рублей.
Решением суда от 12.04.2004 требования налогового органа удовлетворены, принято частичное признание ВМСУ "Д" законности решения УМНС России по Камчатской области и Корякскому автономному округу от 16.07.2001 N 05-18/10890 в удовлетворении оставшейся части предприятию отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 22.11.2004 решение от 12.04.2004 изменено, размер взыскиваемого штрафа уменьшен до 100000 рублей, в остальной части решение суда оставлено без изменения.
Налоговый орган, возражая против снижения налоговых санкций, обратился в суд кассационной инстанции. Полагая, что у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для снижения штрафа, просил в кассационной жалобе постановление от 22.11.2004 отменить.
Государственное предприятие "Военно-морское строительное управление "Д" не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось с кассационной жалобой. По мнению заявителя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствии выводов фактическим обстоятельствам дела. В кассационной жалобе заявитель предлагает состоявшиеся судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ознакомившись с письменными доказательствами, обсудив обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу Государственного предприятия "Военно-морское строительное управление "Д" обоснованной, а судебные акты подлежащими отмене с передачей дела на новое рассмотрение.
Законность, обоснованность судебных актов проверены по основаниям и в порядке, предусмотренном статьями 273, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, Управлением МНС России по Камчатской области и Корякскому автономному округу проведена выездная налоговая проверка 238 Управления начальника работ - филиала Государственного унитарного предприятия "Военно-морское строительное управление "Д" - дочернего предприятия "Дальневосточное строительное управление Министерства обороны Российской Федерации" по вопросу правильности исчисления, удержания, полноты и перечисления в бюджет подоходного налога за период с 01.01.1998 по 31.12.2000, налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2001 по 31.03.2001. Выявленные в ходе проверки нарушения зафиксированы в акте от 31.05.2001 N 05-18/174 ДСП, по результатам рассмотрения которого принято решение от 16.07.2001 N 05-18/10890 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 22 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" от 07.12.1991 N 1998-1, ст.ст. 123, 126 Налогового кодекса РФ. Этим же решением доначислен к уплате подоходный налог в сумме 6080671 рублей, 262489 рублей налога на доходы физических лиц.
Основанием для доначисления подоходного налога, налога на доходы физических лиц, пени и привлечения к налоговой ответственности послужил факт несоблюдения налоговым агентом возложенных на него ст. 9 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц", ст.ст. 24, 226 Налогового кодекса РФ обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.
Принимая судебные акты, суды обеих инстанций исходили из доказанности размера задолженности перед бюджетом и отсутствия законных оснований для признания недействительным решения налогового органа в части доначисления налогов и пени.
Выводы судов в этой части являются необоснованными, не соответствуют налоговому законодательству и материалам дела.
Как следует из материалов дела, пеня в сумме 6058410 рублей начислена инспекцией с учетом недоимки, образовавшейся на 01.01.1998 в сумме 2792476 рублей.
В соответствии со статьей 87 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы проводят камеральные и выездные проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сборов и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
В рассматриваемом случае выездная налоговая проверка осуществлялась инспекцией в 2001 году, следовательно, проверке могли быть подвергнуты предшествовавшие ей три года: 2000, 1999 и 1998.
В спорных правоотношениях акт налоговой проверки датирован 31.05.2001, а решение по результатам проверки принято 16.07.2001. Из этого следует, что задолженность по подоходному налогу за 1997 год налоговым органом включена в акт проверки неправомерно, в нарушение требований налогового законодательства.
Поскольку правовые основания для включения указанной недоимки в акт проверки отсутствуют, пеня также не может быть исчислена в силу статьи 75 Налогового кодекса РФ.
При таких обстоятельствах решение суда от 12.04.2004 и постановление от 22.11.2004 не могут быть признаны законными и обоснованными и подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо дать оценку доказательствам, представленным налоговым органом, проверить доводы налогоплательщика, исследовать вопрос о наличии смягчающих ответственность обстоятельств и с учетом требований актов, регулирующих спорные правоотношения, разрешить спор.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение Арбитражного суда Камчатской области от 12.04.2004, постановление апелляционной инстанции от 22.11.2004 по делу N А24-3057, 3527/01 -12 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 апреля 2005 г. N Ф03-А24/05-2/441
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании