Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 22 февраля 2005 г. N Ф03-А59/04-1/4048
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Финансового управления Администрации Муниципального образования Долинский район на решение от 06.07.2004 и постановление от 22.09.2004 по делу N А59-3686/03-С23 Арбитражного суда Сахалинской области, по иску Финансового управления Администрации Муниципального образования Долинский район к Контрольно-ревизионному управлению Министерства финансов Российской Федерации в Сахалинской области о признании недействительным в части акта проверки от 29.08.2003 и представления Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации в Сахалинской области от 24.09.2003.
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2005 года.
Финансовое управление администрации Муниципального образования "Долинский район" (далее Финуправление) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании недействительными акта проверки от 29.08.2003 и представления от 24.09.2003 Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации в Сахалинской области (далее КРУ МФ РФ) в части нецелевого использования средств резервного фонда администрации Сахалинской области в сумме 210000 руб., 447848 руб. и 7544 руб. ссуды из областного бюджета, а также средств резервного фонда правительства Российской Федерации в сумме 4781285 руб. и 5255606 руб. и обязания к принятию мер по восстановлению в соответствующие бюджеты сумм 5255606 руб., 447848 руб., 7544 руб. и уменьшения бюджетных ассигнований из федерального бюджета на сумму 4781285 руб. и из областного бюджета - на 210000 руб.
Решением суда от 06.07.2004, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.09.2004, в удовлетворении требований Финуправления о признании представления КРУ МФ РФ Сахалинской области от 24.09.2003 недействительным, отказано.
В части требований о признании акта проверки КРУ МФ РФ в Сахалинской области от 29.08.2003 недействительным производство по делу прекращено, поскольку акт проверки не является ненормативным актом и не порождает для заявителя правовых последствий, а поэтому не может быть оспорен в арбитражном суде.
Суд признал обоснованными выводы КРУ МФ РФ, изложенные в акте проверки и отраженные в представлении о нецелевом использовании средств резервного фонда администрации Сахалинской области в сумме 751294 руб., а также средств федерального резервного фонда Правительства РФ в сумме 10036891 руб.
Не согласившись с принятыми решениями суда, Финуправление подало кассационную жалобу, в которой поставлен вопрос об отмене судебных решений в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
При этом, заявитель ссылается на несоответствие выводов суда о восстановлении израсходованных средств муниципального бюджета в сумме 210000 руб. на ликвидацию последствий землетрясения за счет средств резервного фонда Правительства РФ, как несоответствующих обстоятельствам дела, из которых следует, что восстановление указанной суммы в бюджет муниципального образования "Долинский район" произведено за счет средств резервного фонда администрации Сахалинской области, что не противоречило Правилам финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным Постановлением Губернатора Сахалинской области N 386 от 20.08.1997.
Вывод суда о наличии вины Финуправления в нецелевом использовании бюджетных средств в связи с завышением объемов выполненных подрядчиками аварийно-восстановительных работ на суммы 7544 руб., 5255606 руб., 447848 руб. не соответствует законодательно закрепленным полномочиям Финуправления по контролю за использованием этих средств, в составе которых - осуществление документальной проверки целевого использования средств, а не прием и проверка объема и качества самих работ.
Заявитель также оспаривает выводы суда о неправомерности восстановления средств в бюджет района в сумме 6774875 руб. за счет резервного фонда Правительства РФ и дальнейшего их расходования на объекты, не включенные в реестр Правительства РФ, поскольку основанием их восстановления являлись распоряжения Губернатора Сахалинской области о выделении средств району из областного резервного фонда с последующим восстановлением из средств федерального резервного фонда и распоряжение Комиссии по чрезвычайным ситуациям Сахалинской области N 58 от 15.08.2002 о их расходовании.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, не находит оснований к отмене или изменению оспариваемых судебных актов, находя их законными и обоснованными.
Материалами дела установлено, что в соответствии с письмом прокуратуры Сахалинской области от 01.07.2003 N 18/93 ПОЗ и требованием о проведении проверки от 20.06.2003 начальником отдела и главным контролером-ревизором отдела по взаимодействию с правоохранительными органами и контролю за аудиторской деятельностью КРУ МФ РФ в Сахалинской области проведена проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Финуправления МО "Долинский район" за период с 01.09.2001 по 30.06.2003, связанных с выделением денежных средств из резервных фондов областного и федерального бюджета для проведения аварийно-восстановительных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы, пострадавших в результате землетрясения в сентябре 2001 года.
По результатам проверки составлен акт от 29.08.2003 о нецелевом использовании бюджетных средств. Для устранения выявленных нарушений было принято представление от 24.09.2003, подписанное руководителем КРУ МФ РФ с предложением об уменьшении бюджетных ассигнований в бюджет МО "Долинский район" из федерального бюджета в сумме 4781285 руб., из областного - в сумме 303446 руб.
Кроме того, предписано принять необходимые меры по восстановлению в доход областного и федерального бюджетов полученных средств и использованных не по целевому назначению в результате завышения объемов работ соответственно 447848 руб. и 5255606 руб.
Согласно ст. 289 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств является направление их и использование на цели не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным уведомлением о бюджетных ассигнованиях или иным правовым основаниям их получения.
При оценке соответствия закону оспариваемого заявителем решения государственного органа, судебные инстанции правомерно исходили из признания использования МО "Долинский район" поступивших в порядке финансовой помощи целевых средств на ликвидацию последствий землетрясения из резервных фондов Сахалинской области и Правительства РФ не по целевому назначению оспариваемых заявителем сумм 210000 руб. и 4781285 руб. соответственно (на мероприятия, не связанные с ликвидацией последствий стихийного бедствия, указанные в акте проверки КРУ МФ РФ), поскольку в соответствии с п. 3 ст. 47 БК РФ финансовая помощь вышестоящих бюджетов не является собственным доходом соответствующего бюджета, а является целевой.
Ссылка заявителя на отвлечение собственных бюджетных средств на ликвидацию последствий землетрясения до поступления соответствующей финансовой помощи и правомерность восстановления указанных средств на своем текущем счете, неправомерна, поскольку в соответствии со ст. 85 БК РФ указанные расходы являются расходами совместного финансирования за счет всех уровней бюджетов, в том числе и муниципального и согласно ст. 81 БК РФ в расходной части этих бюджетов должно предусматриваться создание резервных фондов на финансирование проведения аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий.
Доводы заявителя о неправомерности отнесения к нецелевому использованию по вине Финуправления средств областного бюджета 447848 руб. и 7544 руб. и федерального резервного фонда 5255606 руб. в результате выявленных в актах приемки завышений объемов выполненных аварийно-восстановительных работ, обоснованно не приняты судебными инстанциями, поскольку в соответствии со ст.ст. 159, 160 БК РФ, являясь распорядителем указанных бюджетных средств, Финуправление осуществляет контроль и несет ответственность за их использование подведомственными получателями.
Поскольку судом исследованы в полном объеме обстоятельства спора, которым дана правильная правовая оценка, оснований к их переоценке не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 06.07.2004, постановление от 22.09.2004 по делу N А59-3686/03-С23 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 февраля 2005 г. N Ф03-А59/04-1/4048
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании