Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Попелюк А.С. - юрисконсульт по доверенности N 7/2 от 14.01.2005, от ответчика: Шага Г.И. - заместитель начальника по доверенности N 4-3-7/563 от 26.03.2004, Пономарева Г.М. - начальник отдела по доверенности N 4-3-4/1349 от 13.07.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" на решение от 20.12.2004 по делу N А73-11148/2004-18, 11149/2004-18 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" к Региональной энергетической комиссии - Комитету цен Правительства Хабаровского края о признании недействительными в части нормативных актов.
Резолютивная часть постановления объявлена 15.03.2005. Полный текст постановления изготовлен 22.03.2005.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" (далее - ОАО "Хабаровскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исками к Региональной энергетической комиссии - Комитету цен Правительства Хабаровского края (далее - РЭК Хабаровского края, РЭК) о признании недействительными постановления от 27.08.2004 N 49/2 "Об установлении тарифа экономического развития на электрическую энергию, потребляемую ОАО "Амурметалл" и постановления от 21.08.2004 N 49/1 "Об установлении тарифа экономического развития на энергию, потребляемую предприятиями" в части придания актам обратной силы.
Определениями суда от 07.10.2004 указанные заявления приняты к производству.
Определением от 15.11.2004 оба дела объединены в одно производство.
Иск обоснован тем, что тарифы экономического развития для потребителей электрической энергии установлены РЭК на период, предшествующий дате их принятия, что противоречит закону и причиняет убытки ОАО "Хабаровскэнерго".
До принятия судом решения по делу истец в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил заявленные требования и просил признать недействующими пункты 2.1 указанных постановлений РЭК Хабаровского края по причине их противоречия действующему законодательству - ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (ст. 2) и Постановлению Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (п. 6).
Решением от 20.12.2004 в удовлетворении требований о признании п. 2.1 обжалуемых постановлений РЭК Хабаровского края отказано. Судебный акт мотивирован тем, что тарифы экономического развития установлены РЭК Хабаровского края в пределах полномочий, установленных законом. При этом судом сделаны выводы о том, что в пределах финансового года новые тарифы РЭК не вводились и права ОАО "Хабаровскэнерго" в связи с установлением тарифов экономического развития не нарушаются.
В кассационной жалобе ОАО "Хабаровскэнерго" просит решение отменить и признать обжалуемые постановления недействующими в части придания им обратной силы. В обоснование жалобы заявитель привел доводы о нарушении судом норм материального права, а именно ст. 2 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации". В связи с этим считает, что установление для отдельных потребителей пониженных тарифов неизбежно влечет повышение тарифов для других потребителей. Полагает несоответствующим ст. 4 указанного Федерального закона вывод суда о том, что, поскольку истцом не проводились энергосберегающие мероприятия, то он не имеет права на включение указанных затрат в тарифы. Кроме того, заявитель указал на то, что действующее законодательство не предусматривает полномочий РЭК на снижение тарифов в течение срока действия ранее утвержденных тарифов.
В отзыве на кассационную жалобу РЭК Хабаровского края, выразив несогласие с ее доводами, просит в удовлетворении жалобы отказать. Полагает, что тариф экономического развития не является самостоятельным тарифом, а представляет собой составляющую экономически обоснованного тарифа, уменьшенного на сумму, предусмотренную на энергосберегающие мероприятия конкретных потребителей.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОАО "Хабаровскэнерго" поддержал доводы кассационной жалобы и просил признать обжалуемые постановления недействующими в части пунктов 2.1.
Представители РЭК просили в удовлетворении кассационной жалобы отказать. При этом указали на то, что в результате применения обжалуемых постановлений, которые утратили силу в 2005 году, права заявителя не нарушены.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, оспариваемыми постановлениями РЭК Хабаровского края установлены потребители, в отношении которых РЭК утверждены на срок с 01.07.2004 по 31.12.2004 тарифы экономического развития (далее - ТЭР) на электрическую энергию, потребляемую указанными потребителями. Пунктом 2.1 постановлений предписано ОАО "Хабаровскэнерго" произвести перерасчет по оплате за потребленную энергию по утвержденным данными постановлениями тарифам с 01.07.2004.
Сославшись на ст. 14 ФЗ "Об энергоснабжении" от 03.04.1996 N 28-ФЗ, ст. 2 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 N 41-ФЗ, пункты 2 и 3 Типового положения об органе, исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.03.2004 N 136, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что РЭК вправе определять вопросы регулирования тарифов на территории субъекта РФ в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии со ст. 2 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 N 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в данном Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней.
Судом установлено, что во исполнение указанных требований Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ постановлением РЭК от 20.12.2003 N 39 утверждены тарифы на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Хабаровскэнерго" потребителям Хабаровского края. При этом в экономически обоснованных тарифах на 2004 год учтены затраты для проведения энергосберегающих мероприятий потребителей энергии в сумме 200000000 руб.
Согласно ст. 14 ФЗ "Об энергоснабжении" РЭК при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию должны учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение. Порядок консолидации указанных средств и порядок их использования потребителями в целях финансирования энергосберегающих проектов определяются органами исполнительной власти субъектов РФ.
Из материалов дела усматривается, что такой порядок консолидации и использования средств на финансирование энергосберегающих мероприятий установлен постановлением Губернатора Хабаровского края от 06.05.2004 N 221.
В соответствии с указанным Порядком, а также протоколом комиссии по рассмотрению энергоснабжающих мероприятий потребителей электрической и тепловой энергии от 11.08.2004 РЭК Хабаровского края установлены тарифы экономического развития для ряда потребителей Хабаровского края.
Суд, установив, что утвержденные РЭК Хабаровского края в пределах финансового года ТЭР согласованы с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, а также факт включения в структуру экономически обоснованного тарифа ОАО "Хабаровскэнерго" на 2004 год средств на реализацию энергосберегающих мероприятий потребителей, сделал вывод об отсутствии оснований для признания оспариваемых постановлений РЭК недействующими. Указанный вывод суда не противоречит ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и п. 26 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109.
Кроме того, права ОАО "Хабаровскэнерго" оспариваемыми нормативными актами не нарушаются. Судом установлено, что тарифы на поставляемую энергию не изменялись. Постановлением РЭК Хабаровского края от 20.12.2003 N 39 в структуру тарифа для ОАО "Хабаровскэнерго" на 2004 год были включены средства в размере 200000000 руб. на реализацию энергосберегающих мероприятий потребителями энергии и плата с потребителей электроэнергии взималась истцом с 01.01.2004 с учетом данной составляющей.
Доводы заявителя жалобы о том, что предусмотренные в структуре тарифа средства для проведения энергосберегающих мероприятий использованы ОАО "Хабаровскэнерго" не подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.
Не соответствуют материалам дела и установленным судом обстоятельствам и доводы заявителя жалобы о том, что установление ТЭР для отдельных потребителей привело к повышению тарифов для других потребителей.
Довод заявителя жалобы о придании ТЭР обратной силы в нарушение действующего законодательства не может быть принят кассационной инстанцией, поскольку ТЭР установлены с соблюдением полномочий РЭК Хабаровского края в пределах срока действия экономически обоснованных тарифов, установленных в 2004 году для ОАО "Хабаровскэнерго".
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения от 20.12.2004 и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 20.12.2004 по делу N А-73-11148/2004-18, А-73-11149/2004-18 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд, установив, что утвержденные РЭК Хабаровского края в пределах финансового года ТЭР согласованы с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, а также факт включения в структуру экономически обоснованного тарифа ОАО "Хабаровскэнерго" на 2004 год средств на реализацию энергосберегающих мероприятий потребителей, сделал вывод об отсутствии оснований для признания оспариваемых постановлений РЭК недействующими. Указанный вывод суда не противоречит ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и п. 26 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109.
Кроме того, права ОАО "Хабаровскэнерго" оспариваемыми нормативными актами не нарушаются. Судом установлено, что тарифы на поставляемую энергию не изменялись. Постановлением РЭК Хабаровского края от 20.12.2003 N 39 в структуру тарифа для ОАО "Хабаровскэнерго" на 2004 год были включены средства в размере 200000000 руб. на реализацию энергосберегающих мероприятий потребителями энергии и плата с потребителей электроэнергии взималась истцом с 01.01.2004 с учетом данной составляющей."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 марта 2005 г. N Ф03-А73/05-1/252 "Суд, установив, что утвержденные Региональной энергетической комиссией Хабаровского края в пределах финансового года тарифы экономического развития согласованы с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, а также факт включения в структуру экономически обоснованного тарифа ОАО "Хабаровскэнерго" на 2004 г. средств на реализацию энергосберегающих мероприятий потребителей, сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для признания оспариваемых постановлений РЭК недействующими"
Текст Постановления опубликован в журнале "Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России", ноябрь-декабрь 2005 г., N 6
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании